Практические задания
Задача 2.1.Назовите, какие факторы макросреды (из разряда социально-демографических, природных, научно-технических, экономических, политико-правовых, культурных) необходимо учитывать:
А) салону красоты;
Б) фитнес-клубу;
В) салону ритуальных услуг.
Проанализируйте важность факторов макросреды для каждого производителя услуг, и попробуйте объяснить, почему результаты ранжирования могут быть разными.
Задача 2.2.Спрогнозируйте, как в ближайшие годы в Пензе и Пензенской области будут развиваться такие отрасли услуг, как маркетинговые, туристские, ритуальные, развлекательные.
Подсказка. Необходимо рассмотреть факторы, влияющие на данные отрасли:
- социально-экономическое развитие региона;
- уровень конкуренции в данной сфере услуг;
- уровень доходов населения;
- тенденции развития рыночных сегментов;
- тенденции развития смежных сфер и др.
Задача 2.3.Выявите факторы макросреды предприятия, оказывающие влияние на его деятельность. Результаты оформите в виде таблиц 1-7.
При выполнении задания используйте методику составления и анализа экспертных оценок. В таблицы профиля среды (табл. 1-6) вписываются отдельные факторы. Каждому фактору экспертным путем дается оценка:
– его важности для отрасли по шкале: 3 – сильная важность, 2 – умеренная важность, 1 – слабая важность;
– влияния на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – не влияет;
– направленности по шкале: +1 – позитивное влияние, -1 – негативное влияние.
Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности данного фактора
После заполнения таблиц 1-6 можно сделать выводы о наибольшем положительном и наибольшем отрицательном влиянии на деятельность организации отдельных переменных факторов макросреды, результаты представить в виде таблицы 7.
Таблица 1 – Влияние экономической среды на деятельность организации
___________________________________________________
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
Таблица 2 – Влияние демографической среды на деятельность организации ___________________________________________________
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
Таблица 3 – Влияние социально-культурной среды на деятельность организации___________________________________________________
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
Таблица 4 – Влияние природно-экологической среды на деятельность организации ___________________________________________________
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
Таблица 5 – Влияние научно-технической среды на деятельность организации___________________________________________________
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
Таблица 6 – Влияние политико-правовой среды на деятельность организации __________________________________________________________
Факторы среды | Важность для отрасли | Влияние на предприятие | Направление влияния | Степень важности для предприятия |
Таблица 7 – Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации__________________________________________________
Факторы внешней среды | Позитивное влияние | Степень важности | Негативное влияние | Степень важности |
Демографическая среда | ||||
Экономическая среда | ||||
Природно-экологическая среда | ||||
Научно-техническая среда | ||||
Политико-правовая среда |
Задача 2.4.Каковы контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды предприятия?
1) ОАО «Вымпелком» является одним из ведущих операторов сотовой связи в России, представляющих свои услуги под семейством торговых марок «Билайн», одной из наиболее популярных торговых марок в России. Сеть «Билайн» является лидером по количеству охваченных регионов России, а также предоставляет услугу международного роуминга во многих странах мира. Основными преимуществами тарифных планов «Билайн GSM» являются: льготные цены на звонки внутри сети, бесплатное подключение, международный и междугородный доступ и т.д. Спектр услуг постоянно расширяется.
2) ОАО «Облхлебпром» основано 1962 г. на базе областного управления пищевой промышленности. Сегодня предприятие объединяет 10 хлебозаводов и хлебокомбинатов в областных центрах, выпекающих ежесуточно 150 т хлебобулочных изделий более 40 наименований. Единая торговая сеть из 70 магазинов – «Хлебторг» создана в 1997 г. Также в составе «Облхлебпрома» работают завод по переработке сельскохозяйственного сырья, производящий мясную и колбасную продукцию, предприятие «Родниковая долина», выпускающее консервированные овощи, соки и экологически чистую воду «Серебряный ключ» и безалкогольные напитки на ее основе, элеватор емкостью 30 тыс. т зерна, завод по производству подсолнечного масла и сеть кондитерских цехов, выпускающих более 60 наименований тортов, пирожных, пряников, печенья и восточных сладостей.
3) Ресторан «Европа» предлагает комплекс услуг: организацию общественного питания, проведение банкетов, презентаций, корпоративных мероприятий. В меню ресторана – обеденная продукция, горячие, холодные, десертные блюда, закуски, напитки, готовая деликатесная продукция. Помимо продукции собственного производства ресторан предлагает посетителям товары, поступающие в готовом виде от других предприятий: хлеб, некоторые кондитерские изделия, фрукты, ягоды, шоколад, алкогольные напитки, табачные изделия. Кухонное оборудование ресторана имеется в недостаточном количестве, и меню строится так, чтобы не задействовать мощностей на приготовление очень сложных закусок. Холодные закуски превышают количество горячих закусок из-за их низкой рентабельности, большого объема трудозатрат на изготовление при невысоком уровне спроса. В основном зале находится сцена, на которой на большом киноэкране проецируется изображение с установленного видеопроектора. Это оборудование позволяет ежедневно транслировать различные развлекательные, спортивные программы со спутниковой антенны.
4) Трикотажная фабрика «Русь» уже более 50 лет работает на российском рынке. Предприятие является крупнейшим производителем и поставщиком бельевых трикотажных изделий для всех возрастных групп. Фирма «Русь» выпускает порядка 12% всего объема бельевого трикотажа России и входит в тройку крупнейших предприятий трикотажной отрасли. Оснащенность предприятия современным отделочным и вязальным оборудованием позволяет выпускать изделия самого высокого качества. Предприятие проводит прогрессивную ассортиментную политику, заключающуюся в своевременной реакции на изменяющуюся конъюнктуру спроса. В настоящее время фирма выпускает более 300 моделей трикотажной продукции: удобный бельевой трикотаж и домашняя одежда; яркая и нарядная одежда для самых маленьких с использованием вышивки, аппликаций и рисунков пигментной печати; одежда для спорта и отдыха – от легких маек и шорт до теплых спортивных костюмов и носков; практичный и элегантный верхний трикотаж: платья, сарафаны, костюмы, комплекты, джемпера для детей и взрослых. Выбор оптимального варианта себестоимости единицы выпускаемой продукции, минимизация затрат в сегодняшних условиях – закон выживания предприятия. Активная позиция руководителей и специалистов предприятия, понимание требований времени способствуют постоянному росту объемов производства. Стратегия предприятия на будущее – это выход на зарубежные рынки.
Задача 2.5.Ниже приведены результаты SWOT-анализа для коммерческого банка
Сильные стороны | Возможности |
Положительный имидж банка. Высокая платежеспособность банка. Предоставление широкого спектра услуг. Надежные акционеры. Высокопрофессиональный менеджмент высшего звена. Система страхования банковских операций. Наличие надежных генеральных клиентов | Закрытие крупнейшими федеральными банками своих филиалов в регионе вследствие мирового финансового кризиса. Снижение Центральным банком Российской Федерации (Банком России) ставки рефинансирования. Рост потребности населения страны в услугах кредитования. Невостребованный потенциал рынка физических лиц. Появление на рынке новых видов банковских услуг: интернет-банкинг и мобильный банкинг |
Слабые стороны | Угрозы |
Отсутствие разработки и внедрения новых банковских продуктов. Банк дублирует услуги конкурентов, отсутствует уникальное предложение. Низкая осведомленность потенциальных клиентов о банке и его услугах. Концентрация деятельности на корпоративных клиентах, уделяется недостаточное внимание работе с физическими лицами. Отсутствие внутрикорпоративной коммуникации. Нет централизованной работы по продвижению услуг. Ценовая политика, не адекватная конкурентной среде | Мировой финансовый кризис. Нестабильное финансовое положение генеральных клиентов. Повышение уровня инфляции. Девальвация рубля. Политическая нестабильность в регионе. Ужесточение требований Банка России к коммерческим банкам. Лоббирование интересов Сбербанка России. Высокая степень финансовых рисков |
Задания
1. Рассмотрите факторы маркетинговой среды банка «Партнер».
2. Постройте как можно больше наборов парных комбинаций на основе логических направлений комбинирования:
• «сильные стороны → возможности»;
• «сильные стороны → угрозы»;
• «слабые стороны → возможности»;
• «слабые стороны → угрозы».
3. Сформулируйте пути дальнейшего развития банка.
Задача 2.6.ООО «Фабрика удовольствий» производит широкий ассортимент кондитерских изделий. Это лидер регионального рынка Северо-Западного округа России. Анализируя работу компании в текущем году, маркетологи составили перечень основных данных о компании:
• возможное сокращение спроса на продукцию предприятия вследствие падения платежеспособности населения;
• высокая конкурентоспособность продукции ООО «Фабрика удовольствий» по цене;
• высокая конкурентоспособность фабрики по техническому уровню;
• рост влияния продуктовых торговых сетей на производителей;
• прирост постоянных и переменных издержек на производство и сбыт продукции ООО «Фабрика удовольствий»;
• появление на рынке новых разработок в области упаковки продукции;
• высокий производственный потенциал предприятия;
• политическая стабильность в стране;
• адаптация стратегии предприятия к специфике целевого рынка;
• увеличение тарифов естественных монополий;
• низкая скорость запуска новинок в производство у предприятия;
• гибкая ценовая политика предприятия;
• повышение уровня инфляции;
• вступление России в ВТО;
• внутренняя конкуренция дилеров ООО «Фабрика удовольствий»;
• стабильное финансовое положение предприятия;
• повышение требований покупателей к качеству продукции;
• слабая корпоративная культура предприятия;
• технические инновации в отрасли;
• высокая активность конкурентов по продвижению сво async src="images/adsbygoogle.js">