Предмет и функции эконом. теории

Экономическая теория

В ходе развития эконом. теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, можно выделить 3 основных этапа:

- экономия– как набор знаний по организации хоз-ва;

- полит. экономия– как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах эконом. системы;

- экономикс– как современный этап эволюционного развития эконом. науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу эконом. процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для про-ва товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

В рамках различных научных направлений и школ по-разному определяли предмет экономики. Представители меркантилизмасчитали предметом эконом. науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами. Представители классической буржуазной полит. экономии в Англии и во Франции предметом эконом. науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в про-ве, т.е. предметом их анализа стала сфера про-ва. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Предметом исследования марксистской полит. экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись производственные отношения (т. е. отношения про-ва, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного про-ва.

Представители истор. школы определили в качестве предмета эконом. науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве. Представители австрийской школы и неоклассического направления эконом. мысли предметом эконом. науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Представители кейнсианского направления в качестве предмета выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации эконом. политики государства.

Со сменой подходов к трактовке предмета эконом. науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к полит. экономии, от полит. экономии – к экономикс. Итак, предметом эконом. теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для про-ва товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Эконом. теориявыполняетметодологическую, практическую, познавательную, прогностическую, воспитательную и идеологическую функции.

Методологическая функция позволяет определять эконом. теорию как основу для развития целого ряда др. эконом. дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент и др.).

Выражением практической функции эконом. теории является разработка эконом. политики государства, выявление принципов и методов рационального хозяйствования.

Познавательная функция - это всестороннее изучение формы эконом. явлений и их внутренней сущности, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Прогностическая функция состоит в определении перспектив социально-эконом. развития на будущее. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.

Воспитательная функция проявляется в формировании эконом. образа мышления.

Выделяют идеологическую функцию, однако чрезмерная идеологизация может воспрепятствовать установлению объективных законов эконом. развития.