Раздел 2. Онтология.

Глава 1. Бытие и его основные формы.

 

1.1. Проблема бытия в философии.

 

Бытие является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий философии. Учение о бытие называется онтологией. Быть – значит существовать, наличествовать. Признак существования присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным явлениям. Категорией, противоположной бытию, является небытие. В древнекитайской философии (в даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем бытие. Бытие возникает из небытия. Небытие – как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде (виртуально) содержится возможное разнообразие мира. В западной философской традиции сформировалось иное понимание соотношения бытия и небытия. Если бытие – это нечто, то небытие – ничто. Например, в античной атомистике атомы существуют, а пустота не существует.

Современные представления о бытие отличаются сложностью и разнообразием. Бытие не ограничивается констатацией достаточно простого факта существования «здесь» и «теперь». Человеческий разум, преодолевая ограниченность чувственных констатаций относительно существования отдельных вещей, приходит к идее сохранения, пребывания. Отдельные вещи могут исчезнуть, перестать существовать, но это не означает их абсолютного исчезновения и уничтожения, а лишь переход в иную форму существования. Раздвигая пространственно-временные рамки бытия вещей, разум формирует более общую идею о существовании не только «здесь» и «теперь», но и «здесь» и «там», «теперь» и «потом», «теперь» и «раньше». Так формируется идея о достаточно длительном существовании в пространстве и времени мира в целом.

Согласно религиозно-философским концепциям, бытие не сводится к бытию мира, ибо есть еще бытие вне мира, бытие Бога. А мир был, есть и будет, но это бытие имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве, ибо само пространство и время возникают вместе с миром. Философы-материалисты, предельно расширяя сферу бытия мира, не оставляют места для бытия вне мира. Бытие мира, с философско-материалистических позиций, означает существование мира «здесь» и «везде», «теперь» и «всегда».

В рамках диалектико-материалистической концепции бытия, отрицающей существование божественной реальности, наряду с существованием объективной реальности – материи, существующей независимо от человеческого сознания, признается существование реальности субъективной – сознания. Причем эта субъективная реальность может существовать как в формах индивидуального сознания, так и в объективированных формах общественного сознания. Можно говорить о существовании как актуальном, так и потенциальном (существует реальная возможность, существует потенциальная опасность и т.п.).

Можно по-разному классифицировать формы бытия. Можно говорить о бытие вещей (в том числе и созданных человеком), бытии духовном, бытии человека, бытии социальном. А можно говорить о бытии неорганической природы, органической, бытии общества. Одним словом, возможны разные классификации, что отражает сложность проблемы бытия.

Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль еще в древности поставила вопрос о существовании непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Это первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, необусловленностью ничем другим. Субстанция – причина самой себя (Спиноза).

Философские учения, которые в качестве основы берут одну субстанцию, получили названия монистических, две – дуалистических, три и более – плюралистических. Если в основу кладется духовная субстанция (все остальное выступает как ее проявление, порождение и т.п.), то это идеалистический монизм, например, гегелевская философия. Если за основу берется материальная субстанция (материя), то это – материалистический монизм. Пример – диалектический материализм Маркса – Энгельса – Ленина.

 

1.2. Материя и ее атрибуты.

 

В диалектическом материализме категория материи играет важнейшую роль. Материя рассматривается как все многообразие конкретных материальных образований и в то же время как сохраняющаяся основа (субстанция) всех конкретных существований. Материя существует не в отрыве от конкретных вещей, не вне и наряду с ними, а в них и через них. Поэтому попытки видеть, осязать материю как таковую подобны попыткам наряду, скажем, с конкретными плодами осязать, видеть «плод вообще».

В определении материи, которое дается в диалектическом материализме, выделены два ее свойства: быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от человеческого сознания и способность отражаться человеческим сознанием. Определение материи не исчерпывает содержание понятия материи, в котором материи приписывается ряд атрибутивных свойств, т.е. свойств, неразрывно связанных с материей. К числу последних относят структурность, неисчерпаемость, способность к самодвижению, несотворимость, бесконечность, пространство и время и др. Среди них есть признаки явно постулативного характера: несотворимость, неисчерпаемость, бесконечность, самодвижение, т.е. признаки, которые принимаются на веру в рамках диалектико-материалистического мировоззрения, ибо не могут быть доказаны ни практическим путем, ни логическими процедурами.

В рамках диалектического материализма, движение рассматривается как способ существования материи. Движение понимается как всякое изменение. Движение представляет собой противоречивое единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности и т.п. Наличие в движении моментов относительной устойчивости, прерывности дает возможность материи «развернуться» во многообразии своих структурных уровней (от микрочастиц до Метагалактики).

Пространство и время рассматриваются как формы существования материи. Выражение «материя существует в пространстве и времени» не следует понимать так, будто материя «помещена» в пространство и время. Имеется ввиду, что пространство есть некая система отношений материальных объектов, характеризующая рядоположительность, протяженность, сосуществующих объектов, явлений. А время характеризует отношения между явлениями в аспекте порядка их смены, длительности протекания и т.п. Время – это отношения в рамках потенциального осуществимого, становящегося бытия вещей. Пространство – отношения в рамках актуально осуществленного, ставшего, структурно сосуществующего бытия вещей.

Время как характеристика становящегося бытия вещей как бы «переходит» в пространство, в ставшее, развернутое бытие вещей, более «спокойное», хотя и не застывшее. Можно привести аналогию. Стремительно несущаяся горная река, попадая на равнину, «успокаивается» и течет неторопливо, просторно, разворачиваясь на местности. Стремительный поток горной речки подобен стремительному бегу времени, а «успокоенное» (но не застывшее!) течение этой реки в долине, ее развернутость подобны пространственным отношениям, где есть своя динамика, но отличная от динамики становящего бытия (время). Конечно, аналогия с горной речкой весьма и весьма условна.

Пространство и время различаются по некоторым, так называемым, топологическим свойствам, характеризующим, в отличии от метрических свойств (протяженность, длительность, однородность, изотропность), структурные особенности бытия вещей. Пространство трехмерно (по крайней мере в известных нам областях мира), а время одномерно. Пространственные отношения обратимы (в одну и ту же точку пространства можно неоднократно возвращаться). Время же необратимо, ибо нельзя вернуться в прошлое, что связано с необратимо изменяющимся процессом развития во времени.

Пространственно - временные характеристики конкретных объектов и процессов (расстояние, объем, длительность и др.) выражаются конечными величинами. Но что можно сказать о пространственно-временных характеристиках мира в целом? На этот счет существуют различные точки зрения. Диалектический материализм, справедливо считая пространство и время атрибутами материи, постулативно приписывает материи бесконечность в пространстве и вечность во времени. Такие утверждения носят именно постулативный характер, ибо не вытекают ни из практического опыта, ни из каких либо логических процедур. Религиозная точка зрения, также считает пространство и время атрибутивными характеристиками материи, но бесконечность и вечность рассматривает не как свойства пространства и времени, а как атрибуты божественного бытия. Диалектико-материалистический постулат о несотворимости и неуничтожимости материи исходит из понимания вечности как временной характеристики, трактуя вечность как бесконечное (нескончаемое) время. Тогда как в религиозной трактовке время рассматривается как атрибут тварного бытия, а вечность понимается не как бесконечное время, а как принципиально иной модус бытия (божественного), для которого время, каким бы продолжительным оно не было, не более чем точка. В вечности нет различия «до», «после», «прошлое», «настоящее», «будущее» (это характеристики времени). Вечность есть актуальная полнота трансцендентного (вне мира) бытия, в котором прошлое, будущее, как бы они не были разделены во временном плане, актуально как бы «совмещены», преодолены. Вечность и есть преодоление времени, «обладание» временем. Иными словами, в вечности, в трансцендентной полноте божественного бытия, время «свернуто» в точку. Но эта точка в бытии мира разворачивается миллионами и миллиардами лет, которые для Бога не более чем «мгновения» Его бытия. Такова в общих чертах концепция теизма, касающаяся различия времени и вечности и основанная на вере в трансцендентное существование Бога. Диалектико-материалистическая концепция основана на вере в материю (в ее несотворимость, бесконечность и т.п.).

 

Глава 2. Диалектика бытия и ее категориальное

воспроизведение.

 

2.1.Диалектика и ее альтернативы.

 

Диалектика представляет собой учение о всеобщей связи и развитии в природе, обществе и мышлении. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это диалектика самого материального мира, вне зависимости от того осознает человек эту диалектику или нет. Субъективная диалектика – это отражение объективной диалектики в сознании человека в той или иной форме.

Диалектический взгляд на мир предполагает, что все явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи как изменчивые, развивающиеся. Соответственно, понятийные формы, в которых отображается диалектика мира, должны быть также гибки, подвижны, чтобы воспроизвести диалектически развивающуюся действительность. Метафизический взгляд на мир* (метафизика здесь понимается не как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия, а как антипод диалектики) предполагает рассмотрение явлений и процессов вне их внутренней органической взаимосвязи и развитии (хотя и не вне движения).

Софистика – это способ рассуждения, который внешне напоминает диалектический ход мыслей, и связан с преднамеренным нарушением законов логики. Софистика – как бы имитатор диалектики, пародирующий определенные особенности диалектического мышления. В частности, софистика абсолютизирует, доводит до крайности, подвижность, гибкость понятий, не считаясь с законами логики, используя различные ухищрения, часто "выворачивая наизнанку" понятия с целью получить нужный вывод, внешне правдоподобный. Используя такую беспринципную гибкость можно "обосновать" любое ложное утверждение.

Еще одним имитатором диалектики является эклектика, которая имитирует, пародирует требование диалектического мышления о всестороннем рассмотрении явлений. Эклектическое соединение двух или более сторон объекта, взятых случайно, вырванных из контекста, создает именно видимость всестороннего диалектического рассмотрения, но не более.

 

 

*См. Раздел I, 3.1.

 

2.2. Диалектика как концептуальная система.

 

В основе диалектики как концептуальной системы лежат принципы диалектики (принцип – руководящая идея, основополагающее понятие), среди которых можно выделить два главных – принцип всеобщей связи и принцип развития. Эти два принципа диалектики, лежащие в ее основании, определяют саму суть диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Необходимо различать развитие и движение (всякое изменение). Развитие – это направленные, необратимые изменения, ведущие к появлению каких то новых объектов, свойств, структуры и т.п. Признак «новизны» является определяющим в понимании развития. Эта новизна может проявляться как в усложнении и повышении уровня организации (прогресс), так и в упрощении организации, в необратимых изменениях от высшего к низшему (регресс).

Следующий концептуальный слой диалектики – законы диалектики. Закон – это объективная, необходимая, общая, повторяющаяся связь явлений. Законы диалектики являются конкретизацией и разверткой главных принципов диалектики и в своей совокупности, вместе с принципами и категориями диалектики раскрывают сущность диалектической концепции развития. В структуре диалектики выделяют три основных закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Каждый из этих законов раскрывает какую то сторону развития.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник и движущие силы развития, поэтому его нередко называют «ядром» диалектики. Согласно этому закону, источником развития являются противоречия. Противоречие – это такое отношение между противоположными сторонами, тенденциями явления, объекта, при котором эти противоположные стороны одновременно и взаимоисключают, взаимоотрицают друг друга ("борьба противоположностей") и взаимопредполагают друг друга ("единство противоположностей"). Одного отношения взаимоисключения противоположностей (борьбы) недостаточно для объяснения источника развития. Необходимо одновременно и взаимоисключение и взаимопредполагание противоположностей. Только такая ситуация чревата внутренней "напряженностью", "беспокойством", диалектической "заряженностью", дающей импульс к дальнейшему развитию.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. С точки зрения этого закона, развитие есть процесс перехода старого качества в новое под воздействием количественных изменений, которые выходят за определенную границу, называемую мерой. В пределах меры количественные изменения не ведут к изменению качества. Хрестоматийный пример – изменение температуры воды от нуля до ста градусов не ведет к изменению агрегатного состояния (вода остается водой). При выходе за границы меры происходит скачок (переход в иное качественное состояние). В случае с водой это будет лед или пар.

Закон отрицания отрицания раскрывает направленность развития, его циклический характер. Основные категории данного закона: отрицание, преемственность, отрицание отрицания, возврат якобы к старому. Отрицание – есть процесс превращения вещи в нечто иное, определенным образом, связанное со старым (преемственность). Различают такие виды отрицания, как деструкция, снятие, трансформация. При деструктивном отрицании переход в другую вещь сопровождается не только упразднением качественной основы отрицаемой вещи, но и фактическим нарушением преемственности. Иными словами, в новой вещи практически ничего не удерживается, не сохраняется от старой. Снятие – это отрицание, при котором имеет место значительное сохранение определенных черт старого в новом, при упразднении качественной основы старого. Это наиболее «красивый» и «диалектический» вид отрицания. Большинство хрестоматийных примеров этого закона (зерно – стебель – колос и др.) относятся именно к этому виду отрицания. Наконец, трансформация – отрицания, при котором сохраняется не только многое из старого, но и сама качественная основа старого.

Возврат якобы к старому происходит тогда, когда отрицаемая вещь в результате отрицания (или серии более мелких отрицаний) превращается в свою противоположность, а последняя, в свою очередь, превращается в свою противоположность. Поскольку при каждом отрицании имелось некоторое приращение развития, отрицание отрицания из круга превращается в виток спирали.

При формулировке принципов и законов диалектики использовались соответствующие категории: "связь", "развитие", "качество", "количество", "мера", "скачок", "отрицание", "преемственность" и др. Без этих понятийных "кирпичиков" формулировка законов была бы невозможна. Кроме названных категорий существует множество так называемых, парных категорий: материя – сознание, изменчивость – устойчивость, простое – сложное, причина – следствие и т.п. Значимость категорий выходит далеко за рамки неких понятийных элементов в теории диалектики. Их статус гораздо более фундаментален, а функции многообразны. Философские категории выступают в качестве фундаментальных форм мышления, лежащих в основе всякой мыслительной деятельности. Они образуют некий понятийный каркас, категориальный строй мышления. На этом следует остановиться отдельно и подробно, ибо владение категориальным инструментарием философии – необходимое условие при анализе сложных и противоречивых процессов современного мира.

 

2.3. Категориальный строй мышления.

 

Философские категории представляют собой универсальные понятия, в которых отображаются всеобщие свойства, связи, отношения, присущие объектам любой природы. Это означает, что какие бы объекты мы не взяли: физические, химические, биологические и т.п., при их анализе мы обнаружим, что всем им присущи пространственные, временные, качественные, количественные, структурные, функциональные, генетические и т.п. характеристики, которые и выражаются в соответствующих категориях. Поэтому при анализе объектов любой природы исследователь вынужден использовать универсальные категориальные структуры мышления. Он опирается на категории как на некий логический каркас, "скелет", наращивая на него плоть конкретно - научных знаний.

В самом деле, исследователь не может отыскать причину какого - либо конкретного явления, если он не будет опираться на общее знание того, что такое причина, чем она отличается от условия и как они взаимодействуют в производстве следствия. Аналогичная ситуация будет с конкретными, качественными, функциональными, пространственными, временными и др. характеристиками того или иного объекта, изучение которых предполагает использование категорий: качество, количество, структура, функция, пространство, время и т.п.

Иными словами, категории выступают как некие фундаментальные, базисные, опорные структуры мышления, на основе которых оно строится и разворачивается. Но знание одних универсальных категорий, хотя и необходимо для анализа конкретных свойств и отношений объектов, но недостаточно, ибо из категорий как всеобщих мыслительных структур нельзя дедуцировать конкретные особенности тех или иных объектов. С их помощью нельзя различить объекты разной природы, ибо в категориях фиксируется то, что будет общим всем объектам (всеобщее). Точно также как нельзя увидеть конкретную специфику местности из контурной карты, ибо она дает некую опорную координатную сетку, которую нужно еще дорисовать конкретной спецификой. Вот и категории служат неким подобием такой контурной логической карты, координатной сетки, которая "раскрашивается" физическим, химическим, биологическим «карандашами», для выявления конкретной специфики, незаложенной в категориях. Таким образом, категории – необходимый (но недостаточный) логический фундамент, на который опирается и на котором разворачивается конкретно-научное знание.

С гносеологической точки зрения, категории можно рассматривать как универсальные формы знания, в которых аккумулируются, кристаллизируются, откладываются всеобщие характеристики явлений и процессов. Это не пустые, а содержательные формы мышления и в силу этого с логико-методологической точки зрения они выступают как некие логические инструменты, средства, орудия при познании, логическом освоении еще непознанных объектов. Осуществляя категориальное членение, выявляя определенные градации, определенности изучаемых явлений, исследователь фрагментирует исследуемый объект, подводя выделяемые фрагменты под универсальные логические структуры (категории), т.е. осуществляет вместе с анализом и синтез. Чем богаче будет содержание категорий, тем эффективнее будет их использование в качестве определенных логических инструментов. "В категориях" отражаются всеобщие характеристики вещей (гносеологический аспект) и «с помощью категорий» познается еще неопознанное (логико-методологический аспект).

Аналогом категорий как логических орудий, инструментов могут служить обычные материальные орудия. В том или ином материальном орудии аккумулирован опыт предметно-практического освоения мира. Чем богаче будет этот накопленный в снятом виде опыт, тем эффективнее будет использоваться это орудие как средство воздействия на объекты.

Далеко не во всяком готовом суждении будут явно фигурировать философские категории, что может породить ошибочный вывод об их необязательности, ненужности и т.п. Но если задать вопрос о том, как происходит формирование таких суждений, где на поверхности не видны категории, то мы увидим, что "за кулисами" стоят те или иные категории, на которые явно или не явно опирается мысль при формировании суждения. Например, для того, чтобы сформировать такое обычное суждение "Зимой в северном полушарии реки покрываются льдом" необходимо осознанно или неосознанно опираться на категории пространства (где замерзает?), времени (когда замерзает?), причины (почему замерзает?), качества, количества, меры, скачка (что происходит с водой при понижении температуры до нуля градусов?).

Категориальный логический инструментарий при познании еще непознанных объектов, явлений используется не в произвольном порядке, не «скопом», одновременно и т.п., а в соответствии с логикой движения познания, начиная с изучения характеристик, которые наиболее доступны. Познание идет от явления к сущности, от внешнего к внутреннему. По мере этого движения в «игру вступает» не все сразу, а определенные категории как логические инструменты, подобно тому, как мастер использует набор инструментов не весь одновременно, а в соответствии с решаемыми им задачами, по мере «углубления» в объект.

Исследователь, фиксирует факт выделенности, относительной отграниченности явления («отдельное»). Затем в отдельном, сравнивая его с другими отдельными, он находит индивидуально неповторимые его черты («единичное»). Далее, он в процессе сравнительного анализа выявляет, повторяющие, сходные черты («общее»). Затем исследователь начинает рассматривать строение, организацию объекта, выявляя в его субстратной, структурно-функциональной динамике, устойчивость, целостность, взаимообусловленность частей, элементов и т. п. Здесь задействуется целый блок категорий ‘’ответственных’ ‘за эти характеристики (часть - целое, форма-содержание, и др.)

Параллельно с этим исследователь идет по другой линии анализа, выявляя генетическую детерминацию объекта, рассматривая его как некий результат действия различных факторов (‘’следствие’’). Распутывая этот клубок связей, он находит отношения, связи, факторы, которые генерировали, породили данное следствие ("причины"), отличая их от связей, которые не генерируют следствие, но влияют на него ("условия").

Вместе с тем, исследователь изучает характер связей, отмечая, что ‘’на поверхности’’, в массе своей связи носят нерегулярный, спорадический, преходящий, мимолетный характер (‘’случайность”), однако углубляясь, он обнаруживает за этой массой нерегулярности, неустойчивости, случайности, нечто регулярное, устойчивое, непреложное (‘’необходимость’’). Случайность и необходимость присущи как причинным, так и структурно-функциональным связям.

В процессе познания исследователь идет от внешнего, неустойчивого, нерегулярного к общему, устойчивому, необходимому, внутреннему, глубинному, скрытому основанию явлений (‘’сущность’’). Далее рассматривая объект как закономерно развивающийся, порождающий свои формы и состояния, исследователь не только констатирует факт его существования (‘’явление’’) не только знает его необходимые, устойчивые, внутренние связи (‘’сущность’’), но может прогнозировать будущие состояния объекта (‘’возможность”). Объект эти возможные состояния еще не реализовал, а субъект уже вышел на такой уровень познания объекта (более высокий, чем уровень познания сущности), когда он рассматривается в актуальном богатстве своих целостно взаимосвязанных структурно-функциональных и эволюционных характеристик (‘’действительность’’), содержащих потенции дальнейшего развития (‘’возможность’’).