Т е м а 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вариант 1. Основные проблемы и принципы средневековой философии

1 Теоцентризм как важнейшая черта религиозно-философского мировоззрения средневековья,

решение проблемы происхождения мира.

2 Трактовка идей откровения, отношение средневековых мыслителей к разуму и вере.

3 Суть дискуссии номиналистов и реалистов о природе общих понятий ("универсалий").

4 Особенности понимания исторического процесса в средневековой христианской философии.

 

Вариант 2. Основные этапы развития философии средневековой Европы.

 

1. Формирование религиозно-философской мысли средневековья: источники, причины поиска первыми христианскими богословами путей соединения истин веры с философским мировоззрением.

2. Философская защита христианства апологетами (Иустин, Ориген, Климент Александрийский, Тертуллиан) II – III вв.

3. Решение основных мировоззренческих вопросов в период зрелой патристики (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин) IV – VIII вв.

4. Схоластический период развития средневековой философии: совершенствование рационалистических доказательств теологических положений (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцелин, Фома Аквинский) IX – XIV вв.

 

Вариант 3. Средневековая философия мусульманского Востока.

 

1 Первые попытки соединения античного философского наследия, естественнонаучных знаний и мусульманской теологии на Ближнем и Среднем Востоке в середине VIII в.

2 Формирование основных школ арабской философии:

а) борьба мутазилитов с мутакаллимами – последователями ортодоксального ислама;

б) философское содержание суфизма.

3 Арабский аристотелизм и неоплатонизм: Аль Кинди, Аль Фараби, Ибн Сина.

4 Особенности развития арабской философии в Испании (Ибн Рошд).

 

Вариант 4. Развитие средневековой философии Августином Блаженным (354 – 430).

 

1 Путь Аврелия Августина к христианству.

2 Основные положения философско-религиозного учения Августина:

а) доказательства бытия Бога;

б) взаимоотношения Бога и мира;

в) добро и зло;

г) человек: дуализм души и тела;

д) проблема свободы воли;

е) учение о Граде божьем и Граде Земном.

3 Влияние идей Августина Блаженного на европейскую философию.

 

Вариант 5. Фома Аквинский (1221 – 1274): соединение интеллектуализма и веры.

 

1 Причины обращения Фомы Аквинского к философии Аристотеля.

2 Способы доказательства бытия Бога.

3 Реализм Фомы Аквинского в понимании проблемы Богопознания, понимание соотношения веры

и разума.

4 Истолкование свободы человека.

5 Развитие идей Фомы Аквинского в неотомизме.

 

Вариант 6. Авиценна (Ибн Сина) (980 – 1037):