РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ В ПАТОЛОГИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра патологической
физиологии
Утверждено на заседании кафедры
протокол № 7 от 31.08.2013
Зав. кафедрой патофизиологии, к.м.н.
доцент_____________Т.С. Угольник
РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ В ПАТОЛОГИИ
Учебно-методическая разработка для студентов
Гомель 2013
РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ В ПАТОЛОГИИ
1. Цель занятия:изучить резистентность и реактивность организма, их взаимосвязь, а также формы и основные механизмы реактивности.
2. Задачи:
1. Знатьопределение понятия реактивности, формы реактивности, классификацию реактивности, факторы, определяющие реактивность, основные механизмы реактивности, определение понятия резистентности, ее виды, взаимосвязь с реактивностью, принципы этиотропной профилактики резистентности организма.
2. Уметьотличать понятие реактивности от резистентности.
3. Основные учебные вопросы (план):
1. Реактивности организма, ее виды, показатели и эволюционные аспекты.
2. Реактивность и резистентность. Факторы, определяющие реактивность.
3. Роль генотипа, возраста, пола, врожденных и приобретенных свойств, индивидуальных особенностей организма.
4. Роль реактивности в развитии инфекционного процесса. Специфические и неспецифические факторы защиты.
5. Влияние факторов внешней среды на реактивность организма: роль социальных и экологических факторов.
6. Патологическая реактивность, ее виды и формы проявления.
7. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.
8. Факторы, обеспечивающие снижение неспецифической резистентности. Пути и способы ее повышения.
9. Учение о конституции. Классификация конституциональных типов. Значение в патологии.
10. Причины и механизмы старения организма.
11. Иммуногенная реактивность, основные формы ее нарушения.
Контрольные вопросы по теме:
1. Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке учения о реактивности и резистентности.
2. Каковы особенности протекания воспалительного процесса при гиперергии и гипергии ?
3. Приведите и охарактеризуйте пример дизергии.
4. Охарактеризуйте пути и методы повышения неспецифической резистентности.
5. Дайте характеристику факторам, определяющим состояние реактивности в период новорожденности.
6. Дайте характеристику факторов, обусловливающих различные виды реактивности.
7.Охарактеризуйте понятия «активная» и «пассивная» резистентность.
4. Вспомогательные материалы по теме: