РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ В ПАТОЛОГИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра патологической

физиологии

Утверждено на заседании кафедры

протокол № 7 от 31.08.2013

Зав. кафедрой патофизиологии, к.м.н.

доцент_____________Т.С. Угольник

 

РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ В ПАТОЛОГИИ

 

Учебно-методическая разработка для студентов

 

 

Гомель 2013
РОЛЬ РЕАКТИВНОСТИ И РЕЗИСТЕНТНОСТИ В ПАТОЛОГИИ

 

1. Цель занятия:изучить резистентность и реактивность организма, их взаимосвязь, а также формы и основные механизмы реактивности.

2. Задачи:

1. Знатьопределение понятия реактивности, формы реактивности, классификацию реактивности, факторы, определяющие реактивность, основные механизмы реактивности, определение понятия резистентности, ее виды, взаимосвязь с реактивностью, принципы этиотропной профилактики резистентности организма.

2. Уметьотличать понятие реактивности от резистентности.

3. Основные учебные вопросы (план):

1. Реактивности организма, ее виды, показатели и эволюционные аспекты.

2. Реактивность и резистентность. Факторы, определяющие реактивность.

3. Роль генотипа, возраста, пола, врожденных и приобретенных свойств, индивидуальных особенностей организма.

4. Роль реактивности в развитии инфекционного процесса. Специфические и неспецифические факторы защиты.

5. Влияние факторов внешней среды на реактивность организма: роль социальных и экологических факторов.

6. Патологическая реактивность, ее виды и формы проявления.

7. Направленное изменение индивидуальной и групповой реактивности как важнейшее средство профилактики и терапии болезней.

8. Факторы, обеспечивающие снижение неспецифической резистентности. Пути и способы ее повышения.

9. Учение о конституции. Классификация конституциональных типов. Значение в патологии.

10. Причины и механизмы старения организма.

11. Иммуногенная реактивность, основные формы ее нарушения.

Контрольные вопросы по теме:

1. Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке учения о реактивности и резистентности.

2. Каковы особенности протекания воспалительного процесса при гиперергии и гипергии ?

3. Приведите и охарактеризуйте пример дизергии.

4. Охарактеризуйте пути и методы повышения неспецифической резистентности.

5. Дайте характеристику факторам, определяющим состояние реактивности в период новорожденности.

6. Дайте характеристику факторов, обусловливающих различные виды реактивности.

7.Охарактеризуйте понятия «активная» и «пассивная» резистентность.

4. Вспомогательные материалы по теме: