ОРГАНИЦИЗМ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ ( ЛИЛИЕНФЕЛЬД, СТРОНИН)

Лилиенфельд:Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей своей жизни. "Для духа человеческого существуют только 2 источника познания. Он может вникать в самого себя, делая собственное "я" предметом своих наблюдений и исследований... или же дух человеческий обращает исследования свои на окружающую природу". Тем самым он подразделяет и науки на два типа: "умозрительные" - математика, метафизика, психология и естественные - естественная история, химия, физика, медицина, геология. С другой стороны, Л. говорит о том, что никакое исследование окружающей, естественной среды не возможно без "умозрения", а каждое умозрение обязательно основывается на чём-то реальном.

Общество как организм высшего порядка. "Взаимодействие и напряжение, которые предстают перед нами в неорганическом мире как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека. Человеческое общество - организм, высший в сравнении с организмом человеческим; оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы". Так Л. видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны: физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью. Л. предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития. И действительно он приводит три стороны общественной жизни: экономическую, юридическую и политическую.

1.) Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами - клеточками; это экономическая сторона: собственность - добытая пища, экономическая свобода - напряжение, стремление к добыванию пищи.

2.) Общество, подобно прочим организмам, слагается в различные формы посредством разграничения в известных пределах, действия отдельных клеточек; это юридическая сторона. Право обозначает разграничение действия, юридическая свобода обусловливается пределами взаимодействия.

3.) Общество приводится к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства.

Не надо только проводить аналогии с какими-то конкретными организмами или, наоборот, вдаваться в метафизическую демагогию о сверхъестественности природы человека. И природа и человеческое общество объединены общими законами развития, где "идеальное начало в обществе лишь движущая сила, подобно всем прочим силам природы, а такие понятия как свобода, собственность, права и т.д. в действительности не существуют, существуют лишь определённые ценности, материалы, ресурсы, предметы, которые управляются этими понятиями и категориями".

Стронин: Общество как механизм. Стронин придерживается механической теории общества. По его взгляду, строение общества есть чисто пирамидальное: для удобнейшего рассечения пробегаемой среды по закону механики требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения наименьшей своей поверхностью, а для сообщения телу наименьшей или наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иной фигуры, кроме пирамидальной. С другой стороны, без широкого и неподвижного основания внизу нет, по законам физики, устойчивости предмета. Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое; он даже чертит схему этого всеобщего механизма, к которой, кроме геометрического соображения, ведет и физическое, так как перемещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. Географический механизм совершенно гармонирует с историческим. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).