Практическое занятие по теме 4.1.

«Новые тенденции в агиографии»

Время: 2 часа

Форма занятия: традиционная

Цель и задачи:изучение художественной специфики древнерусских житий периода ордынского нашествия и Куликовской битвы, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для обсуждения:

1. «Житие Александра Невского» как житие князя-воина.

2. Стиль «плетения словес» Епифания Премудрого.

3. Художественные особенности «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского».

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

I. «Житие Александра Невского»

1. Охарактеризовать новую разновидность агиографического жанра.

2. Определить причины возникновения данной разновидности.

3. Проанализировать, как совмещаются признаки жанра жития и воинской повести в произведении.

II. Своеобразие житий, написанных Епифанием Премудрым.

1. Охарактеризовать художественные особенности «Жития Стефана Пермского»:

· отличие типа главного персонажа и приемов его изображения от более ранних житий;

· своеобразие сюжета и композиции произведения, новые композиционные элементы;

· образ повествователя и способы выражения его отношения к герою;

· стилистические приемы «плетения словес» (синонимы и все типы повторов, эпитеты, метафоры, сравнения, символику, риторические приемы и ритмические средства);

· причины появления стиля «плетения словес» и его истоки в домонгольской литературе.

2. Охарактеризуйте художественные особенности «Жития Сергия Радонежского»:

· история текста;

· элементы традиционной житийной формы и биографические черты в изображении прп. Сергия;

· своеобразие композиции произведения;

· стилистика жития, новый подход к использованию стиля «плетения словес».

Источники:3, 5, 6

Литература:

    • обязательная: 8, 13
    • дополнительная: 10, 12, 27, 59

 

 

Практическое занятие по теме 4.2.

«Литература эпохи Куликовской битвы»

Время: 2 часа