Практическое занятие по теме 4.1.
«Новые тенденции в агиографии»
Время: 2 часа
Форма занятия: традиционная
Цель и задачи:изучение художественной специфики древнерусских житий периода ордынского нашествия и Куликовской битвы, формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. «Житие Александра Невского» как житие князя-воина.
2. Стиль «плетения словес» Епифания Премудрого.
3. Художественные особенности «Жития Стефана Пермского» и «Жития Сергия Радонежского».
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
I. «Житие Александра Невского»
1. Охарактеризовать новую разновидность агиографического жанра.
2. Определить причины возникновения данной разновидности.
3. Проанализировать, как совмещаются признаки жанра жития и воинской повести в произведении.
II. Своеобразие житий, написанных Епифанием Премудрым.
1. Охарактеризовать художественные особенности «Жития Стефана Пермского»:
· отличие типа главного персонажа и приемов его изображения от более ранних житий;
· своеобразие сюжета и композиции произведения, новые композиционные элементы;
· образ повествователя и способы выражения его отношения к герою;
· стилистические приемы «плетения словес» (синонимы и все типы повторов, эпитеты, метафоры, сравнения, символику, риторические приемы и ритмические средства);
· причины появления стиля «плетения словес» и его истоки в домонгольской литературе.
2. Охарактеризуйте художественные особенности «Жития Сергия Радонежского»:
· история текста;
· элементы традиционной житийной формы и биографические черты в изображении прп. Сергия;
· своеобразие композиции произведения;
· стилистика жития, новый подход к использованию стиля «плетения словес».
Источники:3, 5, 6
Литература:
- обязательная: 8, 13
- дополнительная: 10, 12, 27, 59
Практическое занятие по теме 4.2.
«Литература эпохи Куликовской битвы»
Время: 2 часа