Форма занятия: активная и интерактивная

Цель и задачи:изучение художественной специфики «Слова о полку Игореве…», формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Вопросы для работы в исследовательских группах:

Группа I.

1. Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославиче?

2. Почему в заглавии упомянуто имя деда Игоря – Олега? Чем известен в истории этот князь?

3. Чьим внуком назван Игорь в строке: «Пети было песнь Игореве, того внуку»?

4. Какие князья названы: старым Ярославом, храбрым Мстиславом, красным Романом, старым Владимиром?

5. Что значит сочетание «буй-тур», отнесенное к Всеволоду? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?

6. Почему Святослав Киевский назван отцом Игоря и Всеволода? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?

7. В связи с чем в «золотом слове» Святослава упомянуты Ярослав Черниговский, город Римов, князь Владимир Глебович?

8. Как толкуется исследователями «темное место» об Изяславе Васильковиче: «и с хотию на кров, а тои рек…»?

Группа II.

1. Какие воинские фразеологические обороты используются в речах Игоря к его воинам? Что они обозначают?

2. Как толкуют литературоведы фрагменты текста, посвященные Трояну?

3. Кто такой Боян? Как характеризует автор манеру сочинения и исполнения произведений Бояном? Найдите в тексте образцы припевок Бояна. Как вы понимаете их смысл? Какие художественные приемы использованы в них?

4. Кого понимает автор под «Ольговом хоробром гнездом»?

5. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Чорныя тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца»?

6. Что имел в виду автор, давая символическую картину природы (от слов «темно бо бе в 3 день…» до слов «и виликую радость подаста хинови»). Кто такие Олег и Святослав, упомянутые в этом отрывке?

7. Как толкуют ученые следующие строки: «За ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли, смагу людям мычючи в пламяне розе»?

8. Разъясните символическое толкование сна боярами (от слов « И ркоша бояре князю…» до слов «в путины железны»).

9. Что такое «зегзица»? Как толкуют это слово разные исследователи?

10. Что значит «бебрян рукав»?

Группа III.

1. Какие догадки существуют о диве и «тьмутороканском болване»?

2. Какая река названа в «Слове…» Каялой и почему?

3. Кто такой Даждьбог? Кого имеет в виду автор под «Даждьбожиим внуком»?

4. Кто такой Кобяк? О каких событиях упоминает автор в связи с ним?

5. С какими историческими событиями связаны и почему появляются в «Слове…» готские красные девы, звенящие русским золотом, Бус, Шарукан?

6. Кто такой Овлур?

7. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? Что вам известно о князе Ростиславе?

8. Что значит символический разговор Гзака с Кончаком?

9. Как толкуется исследователями «темное место»: «Рек Боян и ходы на Святославля песнотворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти…»?

10. Почему автор упоминает о том, что «Игорь едет по Боричеву ко святей Богородице Пирогощей»?

Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:

1. Найти исторические сведения о лицах и событиях, упомянутых в отрывке от слов: «Были вечи Трояни…» до «хотят полетети на уедие». Какое значение имеет это историческое отступление?

2. Растолковать символическое значение сна Святослава, обратив внимание на символы: «черная паполома», «великий женчюг», «доска без кнеса в тереме златоверсем», «врани взраяху». Как толкуются разными учеными «темное место» в конце сна?

3. Найти сведения обо всех князьях, упомянутых в «обращении к князьям». Как достигает автор исторической достоверности и индивидуализации этих персонажей?

4. Подробно проанализировать отрывок, посвященный Всеславу Полоцкому (от «На седьмом веце Трояни…» до «суда Божиа не минути»). Какие события, известные вам из «Повести временных лет», здесь упоминаются? О каких чертах личности Всеслава свидетельствует весь фрагмент?

5. Проанализировать последний фрагмент произведения. Как он связан со вступлением?

6. Подготовить доклад об истории открытия, первого издания и трудностях изучения «Слова о полку Игореве…»

Источники:34

Литература: