Форма занятия: активная и интерактивная
Цель и задачи:изучение художественной специфики «Слова о полку Игореве…», формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для работы в исследовательских группах:
Группа I.
1. Какие исторические сведения сохранились о князе Игоре Святославиче?
2. Почему в заглавии упомянуто имя деда Игоря – Олега? Чем известен в истории этот князь?
3. Чьим внуком назван Игорь в строке: «Пети было песнь Игореве, того внуку»?
4. Какие князья названы: старым Ярославом, храбрым Мстиславом, красным Романом, старым Владимиром?
5. Что значит сочетание «буй-тур», отнесенное к Всеволоду? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?
6. Почему Святослав Киевский назван отцом Игоря и Всеволода? Какие исторические сведения сохранились об этом князе?
7. В связи с чем в «золотом слове» Святослава упомянуты Ярослав Черниговский, город Римов, князь Владимир Глебович?
8. Как толкуется исследователями «темное место» об Изяславе Васильковиче: «и с хотию на кров, а тои рек…»?
Группа II.
1. Какие воинские фразеологические обороты используются в речах Игоря к его воинам? Что они обозначают?
2. Как толкуют литературоведы фрагменты текста, посвященные Трояну?
3. Кто такой Боян? Как характеризует автор манеру сочинения и исполнения произведений Бояном? Найдите в тексте образцы припевок Бояна. Как вы понимаете их смысл? Какие художественные приемы использованы в них?
4. Кого понимает автор под «Ольговом хоробром гнездом»?
5. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Чорныя тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца»?
6. Что имел в виду автор, давая символическую картину природы (от слов «темно бо бе в 3 день…» до слов «и виликую радость подаста хинови»). Кто такие Олег и Святослав, упомянутые в этом отрывке?
7. Как толкуют ученые следующие строки: «За ним кликну Карна и Жля, поскочи по Русской земли, смагу людям мычючи в пламяне розе»?
8. Разъясните символическое толкование сна боярами (от слов « И ркоша бояре князю…» до слов «в путины железны»).
9. Что такое «зегзица»? Как толкуют это слово разные исследователи?
10. Что значит «бебрян рукав»?
Группа III.
1. Какие догадки существуют о диве и «тьмутороканском болване»?
2. Какая река названа в «Слове…» Каялой и почему?
3. Кто такой Даждьбог? Кого имеет в виду автор под «Даждьбожиим внуком»?
4. Кто такой Кобяк? О каких событиях упоминает автор в связи с ним?
5. С какими историческими событиями связаны и почему появляются в «Слове…» готские красные девы, звенящие русским золотом, Бус, Шарукан?
6. Кто такой Овлур?
7. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? Что вам известно о князе Ростиславе?
8. Что значит символический разговор Гзака с Кончаком?
9. Как толкуется исследователями «темное место»: «Рек Боян и ходы на Святославля песнотворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти…»?
10. Почему автор упоминает о том, что «Игорь едет по Боричеву ко святей Богородице Пирогощей»?
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
1. Найти исторические сведения о лицах и событиях, упомянутых в отрывке от слов: «Были вечи Трояни…» до «хотят полетети на уедие». Какое значение имеет это историческое отступление?
2. Растолковать символическое значение сна Святослава, обратив внимание на символы: «черная паполома», «великий женчюг», «доска без кнеса в тереме златоверсем», «врани взраяху». Как толкуются разными учеными «темное место» в конце сна?
3. Найти сведения обо всех князьях, упомянутых в «обращении к князьям». Как достигает автор исторической достоверности и индивидуализации этих персонажей?
4. Подробно проанализировать отрывок, посвященный Всеславу Полоцкому (от «На седьмом веце Трояни…» до «суда Божиа не минути»). Какие события, известные вам из «Повести временных лет», здесь упоминаются? О каких чертах личности Всеслава свидетельствует весь фрагмент?
5. Проанализировать последний фрагмент произведения. Как он связан со вступлением?
6. Подготовить доклад об истории открытия, первого издания и трудностях изучения «Слова о полку Игореве…»
Источники:34
Литература: