Заключительная фаза структурного интервью.

Закончив исследование невротических симптомов и патологических черт характера, оценив основные механизмы защиты, чувства реальности и ключевые симптомы психозов или органических нарушений, психотерапевт должен сказать клиенту, что задача выполнена. Затем он должен предложить клиенту добавить то, что ему кажется важным или то, о чем он считает нужным сообщить психотерапевту. Можно задать такой хороший вопрос: “Что, по вашему мнению, я должен бы был у вас спросить, но не спросил?” В ответ можно получить новые ценные сведения или углубиться в уже исследованные сферы. Это также дает возможность клиенту выразить свои тревоги, пробужденные во время интервью, и тогда их можно исследовать глубже и также уменьшить, поставив в рамки реальности.

Окончание структурного интервью чрезвычайно важно: в этот момент можно оценить мотивацию клиента по отношению к диагностическому процессу и к терапии, можно принять меры на случай опасных, требующих срочного вмешательства, состояний (таких, например, как острый риск самоубийства у клиента с тяжелой депрессией), а также можно оценить, в какой степени клиент способен принять описание своих проблем психотерапевтом и может ли он относиться к нему позитивно.

В любой консультации для психотерапевта должна существовать возможность назначить дополнительные интервью, если это необходимо. Большинство клиентов способны оценить честность психотерапевта, который признает, что, хотя многое узнал, этого пока недостаточно для принятия решения о необходимой психотерапии.

(См.: Хрестоматия. Кернберг О. Структурное интервью // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000.)

ТЕМА 6. ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Психология основными своими достижениями обязана естественнонаучной традиции, которая была привнесена на почву психологических феноменов. Как уже говорилось в Теме1, главное в естественнонаучной традиции – использование шкал и построения на основе точно измеренных процессов тех или иных закономерностей и связей.

Шкалирование широко развито в двух областях психологии, в экспериментальной психологии и психодиагностике.