Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | |
5. Что такое паронимы? | |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Воля | |
Акция | |
Коса | |
Акт | |
Лоб | |
Журавль | |
Липа | |
Просмотреть | |
Прослушать | |
Распустить | |
Расписаться |
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. ________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт | |
Великий писака | |
Выдающийся эскулап | |
Уважаемый хвастун | |
Честный провокатор | |
Широкая улочка | |
Очаровательный карьерист | |
Толстая книжка |