Тема 3. Лексические и фразеологические нормы

Задание 1. Ответьте на вопросы

Вопросы Ответы
1. С чем связаны лексические нормы?  
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным?  
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении?  
4. Что понимается под лексической сочетаемостью?  
5. Что такое паронимы?    
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм?  
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии?  

Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.

Воля  
Акция  
Коса  
Акт  
Лоб  
Журавль  
Липа  
Просмотреть  
Прослушать  
Распустить  
Расписаться  

Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.

v У молодого человека нет воли.___________________________________

v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________

v Я просмотрел новую экспозицию. ________________________________

v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________

v Коса была очень длинная. ___________________________________

v У дороги виднелся журавль. ___________________________________

v Вот это липа! __________________________________

v Зачем мне такая акция? ____________________________________

v Мне не нужен такой акт. ____________________________________

Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?

Талантливый рифмоплёт
Великий писака
Выдающийся эскулап
Уважаемый хвастун
Честный провокатор
Широкая улочка
Очаровательный карьерист
Толстая книжка