Виды анкет.

Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.

Анкеты различаются по формулировкам вопросов. Так, вопросы могут быть открытыми или закрытыми (см. выше) [Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987].

Также выделяют анкеты по объему:

- анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому;

- большие анкеты могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов [Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977; Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978].

Особой формой опроса является зондажный опрос, или экспресс-опрос, который применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного.

В первом случае анкетируют сразу до 30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и предоставляет возможность заполнить анкету, во втором — он работает индивидуально с каждым респондентом.

Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов:

- событийные анкеты,

- анкеты на выяснение ценностных ориентаций,

- статистические анкеты (в переписях населения),

- хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.