Виды интервью.
Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают:
- так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов),
- интервью мнений, целью которого является фиксация оценок, взглядов, суждений.
Особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса.
По технике проведения различаются:
- свободные, или нестандартизованные, интервью,
- полустандартизованные интервью,
- формализованные интервью.
Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в исследовании.
Стандартизованное интервью предполагает (как и формализованное наблюдение) детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть:
- интенсивным ("клиническим интервью ", т.е. глубоким, длящимся иногда часами),
- фокусированнымна выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.).
В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти.
Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".
Наконец, по способу организации можно выделять:
- групповые,
- индивидуальные интервью.
Первые применяют относительно редко, это — планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе (здесь метод опроса переходит в метод беседы).