И финансовый результат предприятия (компании)

При планово-централизованном механизме управления себестоимости перевозок уделялось большое внимание (Е.В. Михальцев, А.С. Чудов, А.Н. Орлов, А.П. Абрамов, Е.Д. Хануков, Т.С. Хачатуров, М.Н. Беленький, А.И. Журавель, Н.И. Силаев, А.М. Шульга, Н.Г. Смехова и ряд других).

За 30-летний период себестоимость 10 прив. т-км снижена с 7,5 до 2,9 коп., т.е. на 4,6 коп., – в результате были получены сотни млрд. рублей экономии, которые направлялись, как уже отмечалось, на техническую реконструкцию железнодорожного транспорта.

Себестоимость перевозок – сложный показатель, на который влияют разнообразные факторы. С некоторой долей условности можно выделить две группы факторов:

I группа – внешние, на которые железнодорожный транспорт не может оказывать непосредственного влияния;

II группа – внутренние, на которые железнодорожный транспорт может влиять непосредственно.

Первая группа факторов, обусловленная общим экономическим положением страны и благосостоянием народа, влияет на размеры производства материальных ресурсов, уровень цен, на материалы, топливо, электроэнергию, развитие экономических связей регионов страны, уровень расходов на социальные нужды и т. д. Все это оказывает существенное влияние на объем и структуру перевозок, на дальность и неравномерность перевозок, на размер инвестиций в развитие материально-технической базы железных дорог и т. д.

Одним словом, к первой группе факторов, влияющих на себестоимость перевозок, отнесены:

– объем перевозок;

– структура перевозок по их видам, видам сообщения, по родам грузов;

– дальность перевозок;

– неравномерность перевозок;

– природно-климатические условия процесса перевозок.

Вторая группа факторов обусловлена степенью технической оснащенности железных дорог и технологией выполняемых операций, работ; внедрением новой техники, автоматизацией и механизацией; состоянием и качеством кадровой политики; организацией и формами управления железными дорогами; системой организации и мотивации труда и т. д. Эти факторы влияют на показатели использования подвижного состава; рост производительности труда; снижение расходов на используемые ресурсы; улучшение материального и социального положения работников железных дорог и т. д.

Ко второй группе факторов, оказывающих влияние на себестоимость, отнесены:

– производительность труда;

– качественные показатели использования подвижного состава;

– выполнение норм по использованию трудовых, материальных

и финансовых ресурсов.

Оценка влияния перечисленных факторов на себестоимость перевозок подробно рассмотрена в [2, 7, 8].

Здесь же необходимо отметить, что в процессе структурной реформы железнодорожного транспорта возникнут новые требования к методике расчета и анализа себестоимости отдельных видов работ. Уже разработан типовой классификатор затрат по основной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, который содержит нормативно-справочную информацию для одного из модулей автоматизированной системы SAP R/3 – модуля контроллинга затрат ("СО"), предназначенного для планирования, учета и контроля затрат предприятия на всех уровнях управления по всей номенклатуре продукции и услуг в реальном режиме времени.

 

Вопросы для проверки знаний

 

1. Классификация расходов в зависимости от:

– отношения к производственному процессу;

– расчета себестоимости продукции;

– изменения объема продукции (работы);

– управления прибыль.

2. Структура расходов по элементам затрат.

3. Характеристика Номенклатуры расходов, введенной в 2003 г. Ее отличие от предыдущей (1998 г.) Номенклатуры расходов.

4. Понятие о маржинальном доходе. Графическая интерпретация порога рентабельности хозяйствующего субъекта.

5. Сущность понятия себестоимости продукции. Отличие себестоимости от цены продукции.

6. Назовите методы расчета себестоимости перевозок.

7. Характеристика метода непосредственного расчета (по элементам и статьям затрат) себестоимости перевозок.

8. Характеристика метода единичных расходных ставок расчета себестоимости перевозок. Его преимущества и недостатки.

9. Методика расчета себестоимости для тарифных целей.

10. Назовите факторы, влияющие на себестоимость перевозок грузов.

11. Влияние объема на себестоимость перевозок грузов.

12. Влияние производительности труда на себестоимость перевозок.

13. Влияние структуры перевозок на себестоимость.

14. Планирование ресурсов в современных условиях управления.

 

 



r.php"; ?>