Приемка в эксплуатацию электрооборудования вновь смонтированных кранов и подъемников

Вновь смонтированные краны принимает в эксплуатацию приемочная комиссия. При осмотре комиссия определяет соответ­ствие электрооборудования кранов технической документации. Использование электрооборудования (электродвигателей, силовых и контакторных контроллеров, конечных выключателей, резисто­ров и т.п.) должно соответствовать условиям окружающей среды. Электропроводку на кране выполняют в соответствии с об­щими требованиями, защитной от механических повреждений и возможности попадания на нее масла. Присоединение проводов и кабелей к аппаратам производится с помощью наконечников или специальных зажимов. В местах выходов из аппаратуры провода защищаются от повреждении втулками, раззенковками и т.п. От­крытые токоведущие части электрооборудования, доступные для прикосновения, ограждаются.

Кабины управления кранами, аппаратные кабины и кабины с установленными механизмами должны иметь освещение, вы­полненное таким образом, чтобы при отключении электрообору­дования, установленного на кране, оно оставалось включенным. Для освещения места работы крана его снабжают прожектором или фонарем. Кабины кранов, работающих в условиях низких температур, снабжены электрическими печами. Печи присоеди­няют к электрической сети таким образом, чтобы они отключа­лись одновременно с краном.

При осмотре электрооборудования лифтов комиссия уста­навливает следующее. Машинное отделение лифта, в котором располагаются двигатель, редуктор, канатоведущий шкив, шкаф управления, должно соответствовать правилам ПУЭ. У входа в машинное отделение должен быть установлен вводной рубильник для снятия напряжения с лифтовой установки и предусмотрено свободное пространство не менее 1 м. Ширина прохода для об­служивания щита управления с лицевой и задней сторон должна быть не менее 0,75 м.

Электропроводка лифта выполняется в соответствии с об­щими положениями и должна удовлетворять следующим требо­ваниям: выполнена изолированными проводами или кабелями с резиновой изоляцией; применение силовых кабелей с изоляцией из пропитанной кабельной бумаги не допускается. Сечение жил кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм2 для медных жил и не менее 2,5 мм — для алюминиевых. Токопровод к каби­не должен быть выполнен гибким многожильным кабелем или гибкими многопроволочными проводами, заключенными в общий резиновый шланг. При этом предусматривается резерв в количе­стве не менее двух жил в каждом кабеле или двух проводов из числа заключенных в общий шланг. Кабели и шланги токоподвода должны быть размещены и укреплены таким образом, чтобы при движении кабины они не соприкасались с находящимися в шахте конструкциями, стенами и канатами.

Заземление лифтов должно соответствовать ПУЭ. Заземле­ние электрических машин и аппаратов, установленных на звуко- и виброгасящих опорах, выполняется гибким проводом.

14.2. Эксплуатация и техническое обслуживание элек­трооборудования кранов и грузоподъемных машин

Грузоподъемные устройства регистрируют в местных орга­нах Проматомнадзора при Министерстве чрезвычайных ситуаций, который осуществляет контроль за их эксплуатацией. Организа­ция их эксплуатации возлагается на владельца грузоподъемных машин (грузоподъемников) и осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Проматомнадзором.

На предприятии приказом руководителя назначаются лица, ответственные за правильную эксплуатацию и надлежащее тех­ническое состояние грузоподъемных устройств. Ответственные лица должны быть аттестованы органами Проматомнадзора и иметь соответствующую квалификационную группу.

К персоналу, обслуживающему электрооборудование грузо­подъемных машин, относятся электромонтеры, электрослесари, электромеханики и другие лица, производящие ремонт, наладку и испытание электрооборудования, вспомогательных устройств и электропроводки, а также ответственные за их исправное со­стояние.

Персонал, обслуживающий электрооборудование грузоподъ­емных машин, применительно к выполняемой работе, обязан изучить ПУЭ, требования Проматомнадзора, местные инструкции и знать устройство и электрическую схему грузоподъемной ма­шины. Указанным лицам в соответствии с полученными знания­ми и навыками присваивается квалификационная группа по тех­нике безопасности (не ниже III).

Осмотр и ремонт грузоподъемных машин производятся в сроки, установленные лицом, ответственным за их исправное со­стояние, и утвержденные администрацией предприятия, но не реже предусмотренных ПТЭ. Одновременно с ремонтом грузо­подъемной машины производится ремонт электрооборудования.

Осмотр и плановый ремонт кранов выполняются на местах их постоянной стоянки. Электрооборудование осматривают при отключенном вводном рубильнике и полностью снятом с крана

напряжении. Сначала проверяют исправность блокировки люков и дверей, концевых выключателей хода моста крана и тележки, ограничителей грузоподъемности и высоты, блокировочных уст­ройств, сигнализации, ограждения всех доступных для прикосно­вения токоведущих частей, постоянные средства защиты (коври­ки, ограждения, плакаты). Проверку выполняют при включенном напряжении.

Блокировку люков и дверей проверяют следующим образом. При включенном напряжении на кране открывают люк или дверь. При этом должно отключиться напряжение на кране. При проверке концевых выключателей хода моста крана приводят в движение мост крана в одну из сторон. При подходе к концу подкрановых путей или соседнему крану лыжи, стоящие на окончании подкрановых путей или соседнем кране, нажимают на конечный выключатель и отключают напряжение на кране. Включить напряжение можно только после установки всех кон­такторов в нулевое положение. Напряжение включается кнопкой главного контактора. Таким образом, проверяют все конечные выключатели на кране и тележке.

При проверке контроллера следует убеждаться в нормаль­ном включении всех скоростей крана. Проверяется работа тормо­зов. Мост крана приводят в движение, контроллер устанавливают в нулевое положение и проверяют длину тормозного пути, кото­рый должен соответствовать паспортным данным. При слишком длинном тормозном пути трудно осуществлять технологический процесс на производстве, так как при работе невозможно точно останавливать кран в нужном месте. При слишком коротком тормозном пути кран останавливается резко, что приводит к рас­качиванию груза и повышенному износу тормозов и других эле­ментов.

При каждом ремонте оборудования, но не реже 1 раза в год проводят проверку наличия цепи между заземляющим устройст­вом и краном, а также замер сопротивления изоляции электро­проводки, троллейных проводов и электроаппаратуры. Значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

В соответствии с Правилами устройства и безопасности об­служивания лифтов должны производиться их ежедневные осмотры; техническое обслуживание (ТО-1) — не реже одного раза в 15 дней; ежемесячное техническое обслуживание (ТО-2) — не реже 1 раза в месяц; полугодовое техническое обслуживание (ТО-3) — проводимое не реже 1 раза в 6 мес.

Ежедневный осмотр может осуществлять лифтер, лифтер-диспетчер или электромеханик. При осмотре проверяется исправ­ность освещения шахты, кабины, этажных площадок, световой и звуковой сигнализаций, автоматических и неавтоматических замков, дверных контактов.

return false">ссылка скрыта

При внутримесячном техническом обслуживании (ТО-1) проводят все работы, предусмотренные ежедневным осмотром: проверяют тормозное устройство; исправность неавтоматических и автоматических замков электрических контактов дверей шахты на всех этажах; осматривают ограждение шахты, освещение и сигнализацию. При проверке тормозного устройства осматривают тормозные колодки, их обкладки и крепление, ход штока и сер­дечника якоря, крепление катушек тормозного магнита и прово­дов. При осмотре необходимо подтянуть крепление всех деталей, смазать шарниры, проверить работу тормоза при пробном пуске лифта по этажам в оба направления. Точность останова кабины грузовых лифтов, загружаемых напольным транспортом, а также больничных лифтов должна быть в пределах ±15 мм, всех ос­тальных лифтов — ±50 мм.

При ежемесячном техническом обслуживании (ТО-2) прово­дят все работы, предусмотренные ТО-1, а также осматривают: па­нель управления, электродвигатель, концевые выключатели, этажные переключатели, индуктивные датчики, кнопочный ап­парат, канатоведущий шкив, канаты, направляющие кабин, под­веску кабины и противовес, купе кабины, натяжные устройства в приямке. При осмотре проверяют соответствие каждого элемента требованиям технической документации и выполняют необходи­мые измерения и проверки.

При полугодовом техническом обслуживании (ТО-3) прово­дят все работы, предусмотренные ТО-2, а также осматривают: вводное устройство (главный рубильник), редуктор, ограничитель скорости, ловители, буферные устройства и заземления.

 

Не реже одного раза в год проводят измерение сопротивле­ния изоляции электродвигателей, аппаратуры и защитного за­земления корпусов электрооборудования. Сопротивление изоля­ции обмоток двигателя в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм, а при температуре +60 °С — 0,5 МОм. Сопротивле­ние изоляции электроаппаратуры и проводки должно быть не ме­нее 0,5 МОм. Сопротивление защитного заземления корпусов электрооборудования должно быть не более 4 Ом.