Способы измерения габаритов и стрел провеса проводов.

Стрелу провеса измеряют в основном с помощью двух реек, тео­долита и карманного высотомера.

При измерении стрелы провеса с помощью двух реек, элек­тромонтеры по одному располагаются на двух опорах и устанав

ивают визирные рейки. По команде одного из монтеров или производителя работ обе рейки перемещают до такого положения, при котором низшая точка провода совпадает с прямой линией, соединяющей обе визирные рейки. Расстояние от места крепле­ния провода до одной из реек составляет стрелу провеса. Пра­вильное определение стрелы провеса достигается при одинаковом расстоянии обеих реек до мест крепления провода.

Для измерения габарита и стрелы провеса с помощью тео­долита последний устанавливают на некотором расстоянии от оси ВЛ, определяют расстояние от места установки теодолита до про­екции провода на поверхность земли и измеряют угол ф между горизонталью и воображаемой линией, между трубкой теодолита и проводом.

Габарит определяют по формуле

H=h+ltg<p,

где I — расстояние от места установки теодолита до проекции провода; ф — измеренный угол; h — высота расположения опти­ческой трубки теодолита.

Для определения габарита линии используется также кар­манный высотомер массой 120—150 г. Высотомер представляет собой коробку, в одно из оснований которой вставлено стекло с нанесенными на нем двумя рисками. Для измерения габарита под проводом устанавливают колышек и отходят на такое расстояние, чтобы при визировании одна риска на стекле прибора совпала с проводом, а другая — с вершиной колышка. Затем измеряют рас­стояние от места установки прибора до колышка и высоту ко­лышка. Полученное расстояние делят на коэффициент высотоме­ра (обычно он равен 2), прибавляют высоту колышка и получают габарит линии электропередачи.

Регулировка стрел провеса проводов и тросов.Перед нача­лом работ расчетами определяют длину вставки (или вырезки), необходимую для регулировки стрелы провеса. После отключения линии и подготовки рабочего места на опорах устанавливают рас-каточные ролики, на которые из поддерживающих зажимов пе­рекладывают провод по всему анкерному пролету. На одной из анкерных опор провод расцепляется и опускается на землю с по­мощью такелажных приспособлений и тяговых механизмов. По­сле этого в одном из пролетов с помощью соединителей произво­дят вырезку, либо вставку провода. Марка провода вставки должна быть идентична марке провода линии. Затем провод вновь натягивают и крепят к анкерной опоре, а на промежуточ­ных опорах перекладывают провода с роликов в поддерживающие зажимы.


Внеочередные (специальные) осмотры ВЛ электропередачи производят при возникновении условий, которые могут вызвать повреждения линий, а также после автоматических отключений, даже если работа линии не нарушена.

К условиям, вызывающим повреждения, относятся: голо-ледно-изморозевые отложения, сильный туман, моросящий дождь или мокрый снег, пожары на трассе, сильный ветер, вскрытие рек и наступление ледохода.

Цель осмотров при гололедно-изморозевых отложениях — наблюдение за скоростью гололедообразования и размерами голо­ледных отложений для организации их своевременной плавки.

При интенсивном тумане, моросящем дожде или мокром снеге осматриваются участки ВЛ, подверженные интенсивному загрязнению. При увлажнении слоя загрязнения возрастает ток утечки по поверхности изолятора, что может привести к пере­крытию изоляции. Опасность перекрытия может быть определена по силе потрескивания и характеру поверхностных разрядов.

При пожарах на трассе ВЛ следует принять необходимые меры, чтобы не допустить приближения огня к опорам. В случае больших лесных и торфяных пожаров персонал обязан опреде­лить их характер, скорость движения огня и направление его распространения, состояние опор линий и сообщить об этом сво­ему руководителю.

При сильном ветре и морозах возможны повреждения, ко­торые (если не принять соответствующие меры) могут привести к аварии (сильный наклон опоры, перемещение проводов в зажи­мах, разрегулировка проводов). Для осмотров в этих случаях ре­комендуется применять вертолеты, самолеты и специальную тех­нику.

Весной, при вскрытии рек и наступлении ледохода и поло­водья, организуется специальное наблюдение. В зависимости от результатов наблюдений принимают меры для защиты опор от повреждений (защита фундаментов, подрыв ледяных заторов и др.).

Целью внеочередных обходов после автоматического от­ключения линии является определение места и причины ее от­ключения, необходимости и объема ремонтных работ.