Смысловые инверсии. Привести примеры инверсий, использумые при обследовании речевых процессов у детей.
Смысл инверсия - яв-е в язе, при кот сущ-т конфликт м-у глубинной и пов-ной структой фры.
При поним-и фры мы исп-ем универсальн привыч ход мысли (S->Р->0). Инверсия - 0->P->S (Петя побит Ваней).
Др вид - пов-ная структа фры м б выр-на -ми лексич ф-мами, а глубинн - +ми (Я не привык не подчин-ся правилам).
Выр-ся страд ф-мами прич-я, возврат-тью (клиёнка покрыта скатертью).
Здесь нуж предварит перерабка инфы.
Какая линия < короткая? Он б последний в клае по скромн-ти.
Пар-ры оценки текстов:
- полнота, V
- логич-ть, связ-ть
- t-я послед-ть
- V словаря (соотнош-е кол-ва неповт-ся слов к общ кол-ву; чем ближе к ед-це, тем лучш)
- структа предлож-й (по видам синтаксич структ, по кол-ву слов, вариатив-ть структ)
- виды логич отнош-й м-у яв-ями во фре (по хар-ру логико-грамматич конструкций)
- виды связей м-у предлож-ями, ср-ва связей (цепная: ч-з предикаты, мест-я, лексич повты, синонимы, союзы)
- аграмматизм (смысловой, пов-ный).
Методика исследования порождения фразы (привести примеры из ваших материалов исследования).
Покажи картинку, на которой нарисовано:
«мальчик сидит на стуле», «на столе стоят цветы», «идет дождь», «девочка читает книгу» и т.д. Одна из них может быть описана как модель языка с конечным числом состояний, или марковская (стохастическая) модель. В этой модели, появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от факта и от вероятности появления предшествующих элементов. По определению Ч. Осгуда, использовавшего марковскую модель для интерпретации психолингвистического порождения фразы, «предложения порождаются слово за словом по принципу условных вероятностей, связывающих слова в зависимости от прошлого опыта». Такое понимание очень ярко отразилось в определении вербального контекста, данного Дж. Миллером и Дж. Селфридж в известной статье 1950 г. «Вербальный контекст и воспроизведение осмысленного материала»: «Под вербальным контекстом… мы понимаем меру, в какой предшествовавшее появление каких-то вербальных элементов влияет на выбор говорящим в настоящий момент».
Вторая модель, о которой шла речь во введении,— это порождающая модель, предложенная Н. Хомским и интерпретированная для психолингвистических целей Дж / Миллером. Ее можно определить как трансформационную.