Давать установку на службу обществу.

Цель профессиональной этики журналиста – защита аудитории. Не защита интересов коллег, работодателя или других лиц, а именно защита аудитории.

Предмет профессиональной этики журналиста – это нормы журналистского регулирования, отражающие особые основания журналистской морали, исходящие из диалектики отношений СМИ и аудитории.

Задачи профессиональной этики журналиста:

Дополнять право. Например, клевета – это не только нарушения права, но и нарушение этики.

Решать ситуации, которые не входят в компетенцию права. Распространение слухов – за это не предусмотрена ответственность, а этика должна за этим следить.

Повышать престиж профессии.

Повышать дисциплину.

Давать установку на службу обществу.

Расхождения журналистской профессии с общепринятой этикой:

1. Правка без ведома автора. Всегда согласие на правку брать не получится. Поэтому нужно брать согласие на правку обязательно на критический материал. А на положительный, хвалебный – не обязательно. Сейчас крупные корпорации используют систему блоков – платятся деньги газете за то, что она не редактирует материалы пресс-службы корпорации и публикует их без правки.

2. Работа с письмами. Норма общей морали требует ответа на письмо. Но редакция не обязана вступать в переписку с автором письма, публиковать его и т.п. по закону. Главное, чтобы материал публиковался, не искажаясь, и не нарушалось авторское право.

Различия между профессиями журналиста и писателя

1. Журналисты в отличие от писателей не решают вечные проблемы бытия, ему не позволяет оперативность.

2. В литературе важнейшим является не точные и документальные отображения действительности, а создание характеров. Проникновение в характер другого и глубина этого характера определяет гениальность писателя. Журналиста определяет точность фактов. Если для журналиста действительность является самоценной, то писателю она необходима как скульптору мрамор, то есть для него это – сырье. Писатель имеет право на вымысел. А журналист имеет право на домысел.

3. Журналистские и литературные тексты воспринимаются различно. Литературу воспринимают, как нечто вымышленное. А журналистский текст воспринимается, как нечто реальное. Поэтому журналистский материал может подвигать к действию, как в положительному, так и отрицательному (у людей аккумулируется жестокость, десакрализировалась смерть).

Отсюда различные требования у общества к писателям и журналистам. Если от писателя требуется создать глубину характера, то от журналиста требуется фактологичность и документальность описания. При том, в литературе этика в значительной степени сливается с эстетикой. Поэтому дать оценку произведению искусства может только история. То есть современники этого сделать не могут. Поэтому литературные объединения существуют, но профессиональных этических кодексов литератора нет. Потому что не может профессиональное сообщество устанавливать нормы профессии. А если они и будут, они будут совпадать с общепринятыми.

Тема 2. История этических отношений в журналистике.

История делится на следующие этапы:

1. Протоэтика. Это этап первоначальной этики. 19 век до начала 20-го века. Это этика принадлежности. Характеризуется это тем, что пресса открыто выражала свою позицию. Если газета принадлежала партии, то этот факт не скрывался. Газеты в основном, были партийными. А если были частными, то все равно отражали мнения своих владельцев. Пресса 19 века – очень честная пресса.

2.Второй этап «Классической этики» начинается с 40-х годов 20 века. На рубеже 19-20 вв. пресса начались процессы монополизации и коммерциализации прессы.

С одной стороны, эти процессы носили положительный характер, потому что в прессу пошли инвестиции ,что привело в том числе к развитию материально-технической базы, а также способствовало повышению зарплат в этой сфере. Но были и отрицательные черты. Коммерциализация привела к тому, что прессе стало невыгодно открыто высказывать свою позицию. (Связано с позицией рекламодателя, читателя и собственника). Партийная пресса начала закатываться, что она делает на протяжении века. Это ведет к тому, что монополисты и капитал перестают говорить, каких взглядов придерживается газета. Этим они запутывают аудиторию. Это уже вопрос о латентной пропаганде.

Кроме того, именно в то время, журналистика окончательно оформляется как профессия. Это характеризуют 4 фактора.

· Резкое повышение зарплат в сфере журналистики. Журналисты стали получать больше учителей.

· Появление специального образования в сфере в журналистики. Имеется в виду высшее журналистское образование. 1899 год – появляется высшая школа журналистики во Франции. В 1908-м году появился первый факультет журналистики. Он появился в университете штата Миссури.

· Появление специализированных журналистских организаций. Например, в Великобритании появился национальный союз журналистов NUJ. Во Франции появился синдикат журналистских организаций SJO. В США появилось 2 организации: ASNE (американское общество редакторов газет) и K∆

· Международное сотрудничество в сфере журналистики. В 1870-м году был заключен первый международный договор между тремя ведущими мировыми агентствами – Британское агентство Рейтер, немецкое агентство Вольф, Французское агентство Гавас – о разделе сфер влияния. В 1882-м году к ним присоединилось агентство США, Ассашиейтед пресс, на невыгодных для себя условиях. Американцы платили европейцам, а все потому, что Америка – это страна переселенцев. Эта сделка просуществовала до 30-х гг.

1886 год Бернская конвенция по защите авторских прав. 1926 год – создание международной федерации журналистов. IFJ

В совокупности с введением всеобщих избирательных прав и резким ростом грамотности, все это привело к повышению социального статуса журналиста. Появляется феномен средств массовой информации на рубеже 19-20 вв., а соответственно повышаются требования общества к журналистам.

Именно повышение общественных требований к СМИ, стало причиной появления журналистской этики, потому что она стала ответом на критику в обществе журналистских пороков, которые принесла с собой коммерциализация.

Прогрессивная общественность того времени признавала следующие пороки прессы: коррупция, заказные материалы, смешивание редакционной и коммерческой деятельности, ложь, клевета, оскорбление, подтасовка документов, фактов; несоответствие заголовков материалам.

Практически не было критиков-публицистов. Только Драйзер, Твен, Ирвинги, Джон Сельдерс, Роберт Уилмерк.

Ответом журналистского сообщества на эту критику стало принятие первых журналистских кодексов.

В 1918 году появляется первый журналистский кодекс. Он был принят во Франции и назывался «Кодекс профессиональных обязанностей французских журналистов». В этом кодексе назывались серьезными журналистскими преступлениями ложь, клевета, искажение фактов, искажение документов, смешивание редакционной и коммерческой деятельности.

1923 год в США был принят кодекс журналистики «Каноны журналистики». Там устанавливались следующие принципы: точность, достоверность, ответственность, благопристойность, уважение к частной жизни и другие. Позже был принят кодекс профессиональных обязанностей общества «сила, дельта, кай». В нем устанавливались критерии профессиональной ответственности и журналистского долга.

В 1939 году на седьмой конференции международной федерации журналистов в городе Бордо были приняты международные принципы журналисткой этики. Это был международный кодекс в сфере журналистики. В нем 10 пунктов:

1. Достоверность

2. Ответственность

3. Добропорядочность

4. Уважение к людям

5. Уважение к фактам

6. Честность (недопустимость плагиата)

7. Независимость (недопустимость работы в пользу третьих лиц)

8. Достоинство (недопустимость работы в более чем одном издании)

9. Осторожность

10. Солидарность

3. Третий этап – 50-е-60-е гг. 20-го века. Появляются советы по делам печати с целью недопустить ужесточение правового регулирования прессы. Первые советы по делам печати появились еще до 1МВ. В швеции в 1918, а в Норвегии в 1936 году. Но как социокультурный феномен они возникают после 2МВ. После 2МВ правительства ряда стран предлагают ужесточить законодательство в области прессы, в частности с таким предложением выступает МВД Германии и министерство внутренних дел Великобритании. Журналистскому сообществу это не понравилось. Вместо этого они предложили создание совета по делам печати. И в 1953 году в Великобритании появляется комиссия по жалобам на прессу (I)PCC, которая должна была бы рассматривать спорные журналистские вопросы в этическом отношении. В Великобритании она не очень эффективна и по факту и по сути.

В германии совет немецкой прессы появился в 1956 году DPR. Его поддерживает германский союз журналистов, немецкое объединение газетных издателей и федеральное объединение журнальных издателей.

В 1960 году в Голландии появился голландский совет прессы.

4. Четвертый этап «Этика социальной ответственности». Профессиональные кодексы, появившиеся в период классической этики, были либеральными и в значительной степени делали акцент на самоорганизации журналистских сообществ, не уделяя достаточного внимания ответственности за нарушения этических принципов. После 2МВ стоит вопрос о социальной ответственности журналиста. В США создается комиссия Хатчинса, которая должна была рассмотреть вопросы социальной ответственности. Именно в то время появляется теория социальной ответственности журналистики (теория общественной журналистики). Она возникла на волне критики либеральных теорий.

В докладе Хатчинса было написано: «Возникает ситуация при которой пресса ничего не должна обществу, а общество ничего не требует от прессы».

Основные положения теории общественной журналистики:

1. В современной журналистике не все в порядке, традиции журналистики не безупречны, и надо что-то менять. Неслучайно эта теория называется антитрадиционалисткой.

2. Общество должно играть более важную роль в функционировании прессы.

3. Пресса должна помогать людям играть большую роль в управлении государством.

4. Пресса должна нести моральную ответственность перед обществом.

Более мелкие проявления этой теории: некомментируемый факт, в представлении различных точек зрения.

На этом этапе приняты 2 документа очень важных в истории.

1973 год – парижский протокол. Этические принципы для журналистов и СМИ.

Документ состоял из 3-х разделов.

1) Направлен на профессию в целом. Устанавливались такие принципы как правдивость, честность, уважение к частной жизни.

2) Второй раздел был направлен на журналистов. Положения как моральная ответственность, открытость доступа к источникам, профессиональная тайна, недопустимость смешивания коммерчиские и редакционные материалы.

3) Третий раздел был направлен на владельцев СМИ. Не должно быть того, чтобы перед журналистом стоял выбор – присать правду или быть уволенным.

a) Свобода информации – необходимость как можно шире представлять точки зрения на событие, поддержка конкурирующих изданий, недопустимость поглощения информации.

b) Служба обществу – подчеркивается важная роль СМИ в этом, необходимость обеспечивать понимание идей, недопустимость манипуляции и скажения.

1983 год – пражские принципы профессиональной этики журналиста. Была принят на заседании международного консультативного клуба журналистов. Этот документ состоял из десяти пунктов. Был дополнен в Боне в 2006 году.

1) Право людей на получение объективной картины реальности.

2) Журналист - творческая профессия, поэтому необходимо избежать механистических подходов в ней.

3) Новости – это социальный продукт, а не товар. Америка и Британия не приняли этот пункт. Этот пункт был новшеством во всей ПЭЖ.

4) Достоинство - не выполнять задание вопреки убеждению.

5) Общественный доступ с СМИ и участие в их работе.

6) Уважение в частной жизни.

7) Уважение к национальному сообществу, его институтам.

8) Признание различия культур и в то же время универсальных ценностей.

9) Борьба против глобальных зол человечества. Против ядерной войны, тиранических режимов, колониализма, неоколониализма, апартеида (черные лишены права голосовать). В Боне в 2006 году убрали слова колониализм и апартеид и вместо них поставили терроризм.

10) Борьба за поддержку нового мирового и коммуникационного порядка. НМИКП (NWICO). Поддержка информационной инфраструктуры развивающихся стран.

 

Этика электронных СМИ.

В 90-е год появились новые этико-электронные документы.

Софийская декларация 92-го года.

Йоханексбургская декларация

Окинавская декларация большой восьмерки об информационном обществе 2000 года.

План стратегических действий совета Европы 2004 год.

Основные вопросы:

1. Ограничение насилия на экране.

2. Защита авторского права и борьба с пиратством.

3. Ограничение рекламы.

4. Защита языка.

5. Ограничение вредоносной информации в интернете.

 

Тема 3. Структура и сущность журналисткой морали.

Аналогии со средневековыми уставами возможны лишь до известной степени. Если для средневековых уставов главным была защита корпоративных интересов, то для журналисткой морали важнейшим является защита аудитории.

Мораль отличается от права тем, что право подкреплено силой закона. Мораль подкрепляется силой общественного мнения, силой примера, поступка. Мораль – менее жесткая сила регулирования, чем право.

Христианская мораль претерпела некоторые изменения, но она не изменилась кардинально, это вечные ценности. А мораль меняется.

Мораль отличается от древних форм регулирования (религия, миф, обычай) тем, что мораль не подкрепляется суевериями и не обязательно подкрепляется верой в сверхъестественное.

Мораль внеинституциаональна. Она не направлена ни на кого конкретно, то есть направлена на общество в целом и ни от кого не исходит. за нарушение морали нельзя посадить в тюрьму, если они не совпадают с нарушением закона.

В концепции трудового происхождения морали, которая в целом отражает социальное значение данного феномена при всех различиях трудового процесса в различных странах и в различные исторические моменты, труд, как общественное явление, воспринимался, прежде всего, как способ обеспечения функционирования общества как социального организма, так чтобы в него бесперебойно поступали ресурсы, необходимые для постоянного самовоспроизведения. И в этом плане труд из исключительно ресурсного механизма превращается в механизм нравственный, когда члены общества воспринимают его как нечто социально необходимое.

Исторически первые формы журналистского саморегулирования и источником журналисткой морали был долг. Когда еще не существовало журналистики как профессии, соответственно не существовало корпоративных отношений, корпоративной ответственности и следовательно корпоративной этики. Долг имеет общесоциальную природу, то есть в его основе лежат нормы общей морали, которые являются базисом для согласования интересов. Потому что в основе любой профессиональной морали, при всей ее своеобычности лежат нормы общей нравственности.

На рубеже 19-20го веков по мере оформления журналистики как профессии, появления феномена средств массовой информации и соответствующего развития производственных отношений, общих норм регулирования стало не хватать. И добавляется новый уровень этического регулирования – производственные принципы. Источником в данном случае служили практически полезные производственные операции, например, проверка материала на точность, на фактологичность появилась как практически полезное действие. Но позже стала этической нормой.

Таким образом, от практической полезности появляется следующий уровень этического регулирования под названием норма. Фактически норма – это исходный элемент журналистской морали. Нормы, как правило, регулируют типичные ситуации, но выходящие за рамки конкретных.

Если в похожих профессиях профессиональная мораль часто тождественна техническим операциям (как в медицине), то в журналистике это может быть не так.

Возникновение любой профессиональной нормы в конечном итоге идет не только от практической целесообразности, но и от некоего благополучия. Это сигнал о том, что в обществе происходит что-то не так.

На самом верхнем уровне находятся мировоззренческие принципы – это высшая форма журналистского саморегулирования, высшая форма журналистской морали. Это связь идеала и регулятора поведения. В конечном итоге мировоззренческие принципы представляют собой некий идеологический эталон, предельно связывающий общие нормы нравственности с нормами профессиональной морали.

Принципы:

1. Честность

2. Достоинство

3. Достоверность

4. Точность

5. Уважение к людям

6. И другие принципы.

Это как раз тот случай, когда общие нормы морали актуализируются и в какай-то степени конкретизируются в рамках определенной профессии. Точность особенно важна для журналиста, хотя важна и в жизни обычному человеку.

Хронологически

Долг Производственные принципы Нормы мировоззренческие принципы.  
Мировоззренческие принципы

Нормы
Производственные принципы
Долг

 

По важности:

 

Механизмы журналистского саморегулирования.

Общественная мораль не является чем-то абстрактным, она объективируется в поступках людей. В то же время мораль, как форма общественного сознания, существует и в надличностных формах, для того, чтобы определить и закрепить соответствующие формы и трансформировать их в нормы морального регулирования существуют этические документы, которые дают моральные установки той или иной степени конкретности.

Медиаэтика не исключение. И нормы профессиональной морали объективируются в этических документах. Эти документы впитывают в себя основные этические шаблоны и эталоны, которые профессиональное сообщество вырабатывает в процессе своего исторического развития.

В согласовании норм между профессиональным сообществом и обществом в целом нет ничего того, к чему бы профессиональное сообщество не пришло бы, убедившись при этом в практической целесообразности.

Основным механизмом журналистского саморегулирования является профессиональные кодексы.

Кодекс – это систематизированный и схематизированный акт, регулирующий однородную область общественных отношений. Кодексы могут быть правовыми и этическими.

Классификация этических кодексов.

Основания:

по модальности, например,

Модальность веры.

В деньгах заложена модальность долженствования. Германский кодекс прессы.

Смешанные кодексы, в которых есть обе модальности. Болгарский кодекс журналиста.

По степени конкретности норм, например, общие кодексы – общие каноны журналистики.

Более конкретные – германский кодекс прессы.

Кодексы, в которых определены карательные полномочия. Шведский кодекс прессы. За нарушения его возможен даже штраф.

 

Основные этические нормы, заложенные в мировых кодексах.

o Честность

o Справедливость

o Правдивость (в кодексе сигма дельта кай правдивость понимается как обязанность узнать мнение всех участников материала)

o Объективность

o Право на ответ и опровержение (некоторые кодексы уточняют, что ответ может быть возможным только при написании критического материала)

o Неиспользование нечестных методов.

o Независимость (в шведском кодексе независимость это недопустимость принимать подарки)

o Соблюдение правил честной конкуренции и авторского права.

o Недопустимость смешивать коммерческие и редакционные материалы.

o Недопустимость дискриминации по любым признакам (пола, возраста, расы, религии, а в некоторых странах непринято даже указывать цвет кожи)

o Не подвергать опасности жизнь людей.

o Точность и фактологичность или документальность.

o Конфиденциальность источников обязанность не разглашать источников информации.

o Профессиональная солидарность и отстаивание интересов коллег

o Презумпция невиновности

В некоторых кодексах есть свои, специфические статьи, которых нет больше нигде.

Журналист не должен принадлежать ни к одной из политических партий. В Швеции.

В тех кодексах, которые принимались в 1990-е гг. присутствую гораздо более конкретные механизмы, чем в документах 20-х, 30-х, 50-х гг.

В немецком кодексе прессы 1993 года появились достаточно конкретные статьи – конфиденциальность источника, символический снимок (коллаж) не должен выдаваться за документальную съемку, осторожность материалов о разведывательной деятельности и о деятельности правоохранительных органов, предварительное расследование не должно быть публичным, осторожность материалов на медицинские темы, осторожность в работе с письмами читателей.

Британский кодекс практики 1997 года. Недопустимость вмешательства в чужое горе, недопустимость оказания давления (на суд), осторожность материалов о больницах, в частности, недопустимость публикации фотографий больных без их согласия, осторожность материалов о детях, недопустимость втягивания в материалы друзей и близких героев материала без их согласия.

 

Советы по делам печати.

Первые такие советы появились еще до войны. В Швеции, в Норвегии. Но в основном стали появляться после войны, для регулирования действий прессы.

В основном, советы состоят из юристов, журналистов и общественных деятелей. В швеции совет состоит из 6 чел – 3 юр, 3 жур, в норвегии – 7 чел. 3 юр, 3 жур, 1 общ. Деят.

В австралии – 21 чел из них 7 чел. – жур.

В большинстве советов журналисты составляют меньшинство. Юристы в советах используются прежде всего для предотвращения юридических последствий от журналистских материалов. Степень эффективности деятельности советов как правило определяется по следующим критериям:

1. Степень, в которой газеты слушаются решений советов

2. Степень, в которой деятельность совета способствует улучшению профессионально-этической деятельности газеты.

3. Степень, в которой совет является посредником между государством и прессой, насколько деятельность совета способствует повышению правовой культуры журналистов.

Карательные меры – замечание, порицание, выговор, опубликование решения совета. В Германии и Скандинавских странах если газета не публикует решение совета, напрвленное против нее, то все остальные газеты публикуют это решение.

В Германии выходит черно-белая книга прессы по 500 страниц каждый год, в которой черная страницы – это нарушение, а белая – это исправление нарушения.

В Швеции штраф за неисполнение решений совета – 4 тыс. крон.

Финансируется деятельность советов из членских взносов и спонсорских пожертвований. В странах, где есть законы о прессе, советы по делам печати работают наименее эффективно (Франция, Австрия).

Если в континентальной Европе наиболее эффективной является именно корпоративная этика на уровне советов, то для англо-саксонской модели (США, Великобритания, Австралия, Канада) более характерна внутрикорпоративная этика, то есть в рамках одного СМИ. Например, существуют этические кодексы Нью-Йорк таймс, Ассашиейтед пресс, гардиан, BBC.

Омбудсман – уполномоченный по праву. Работники редакции, которые следят за соблюдением правовых и этических норм журналистами, консультируют их в сферах права и этики, а если нарушения уже были совершены, то помогают справиться с их последствиями.

Кроме кодексов существуют и другие этические документы. Декларации, протоколы, хартии, меморандумы.

Этические аспекты рекламы.

Ненадлежащая реклама – неэтичная реклама, оформленная не должным образом, недостоверная реклама, заведомо ложная реклама.

Следить за нарушениями в сфере рекламы должна ФАС.

К сожалению, как правило, решение вопросов нарушения в рекламе относится к договорам, заключенным между ФАС и рекламными агентствами. Щиты без пожарной безопасности, использование иностранных слов, раскопка без разрешения мест под рекламные щиты.

Посмотреть инет по ненадлежащей рекламе.

Кодекс в рекламной сфере – Российский рекламный кодекс, который был принят советом ассоциаций медийной индустрии в 2002 году. В нем существуют такие пункты:

Формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, поддержка добросовестной рекламы , создание системы профессиональных понятий и терминологии для рекламного рынка России. Этот документ не является законом и не имеет законных оснований.

Федеральный закон о рекламе был принят в 2001 году. К ненадлежащей рекламе относят ту, что способна ввести потребителя в заблуждение любыми способами, может нанести вред имуществу, чести, достоинству, репутации и здоровью граждан, а также окружающей среде, она является неэтичной или просто нарушает законодательство РФ.

Рекламой не является политическая реклама и частные объявления юридических лиц, которые не связаны в их юридической деятельностью.

Ключевые понятия этики, которые ограничивают рекламную деятельность, являются – законность, благопристойность, честность, корректность, достоверность.

Неэтичной рекламой считается реклама, которая содержит информацию любого рода, нарушающая общепринятые нормы морали, которая порочит нормы национального достояния, государственные символы, национальную валюту России или другого государства и религиозные символы.

В рекламных кодексах статьи о достоверности рекламы не содержат запрета на использование терминов в превосходной степени, если их невозможно подтвердить документально.

В кодексах понятие субъективной оценки есть, а в законе – все должно быть объективно.

При формировании этических положений необходимо помнить, что ряд товаров попадает в группу «повышенной опасности». К этой группе относятся алкогольная продукция и табачные изделия, медикаменты, изделия медицинского назначения, медицинская техника, оружие и боеприпасы.

Часто в рекламной практике встречаются нарушения:

1.Создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

2. использовать образ врача, фармацевта

3. содержать представления средств профилактики гигиены, как лекарственных средств или наоборот.

4. создавать впечатления, что лекарственные средства не имеют побочных эффектов или не вызовут их впоследствии.

5. ссылаться на рекомендации врачей, фармацевтов, а также на лиц, не причастных к медицине.

Рекламный бизнес развивается, он является самым прибыльным.

 

Мораль в политической рекламе.

На главную роль при формировании политической рекламы выходит понятие этики в рекламе и ее моральные компоненты.

Политическую рекламу регулируют закон о выборах, закон о СМИ, но почти не используется закон о рекламе.

Поэтому политическая реклама формируется по другим законам и критериям.

В обычной рекламе победить конкурента законным способом невозможно, то в политической рекламе основной задачей становится победить конкурента законным способом:

Запрещено агитировать в день голосования

Публиковать предварительное голосование за 4 дня до выборов

К политической рекламе можно отнести сообщения, которые не относят к агитации, но которые по ряду пунктов относятся к ней.

В политической рекламе право и этика связаны.

Использование в рекламной риторике исторических фактов, лиц

Использование крепких слов и выражений на дебатах, в интервью, неэтичным может выглядеть сравнение с какими-то символами, которые что-то означают для электората (религия и т.д.)

 

Механизмы журналистского саморегулирования в России.

1959 год. Был создан СЖ СССР. Это была первая журналистская организация в стране.

Этикой журналистов в СССР долго не занимались. Профессиональная этика для России это дисциплина весьма новая.

1988 год. На седьмом съезде СЖ СССР был создан совет по профессиональной этике и праву, который должен был решать спорные правовые и этические вопросы в прессе. К тому времени они появились.

1991 год. В мае был создан СЖ СССР на конфедеративной основе. Был принят профессиональный кодек с журналиста. Он назывался «Кодекс профессиональных обязанностей советских журналистов». Состоял из 3-х глав:

1. принципы профессиональной этики

a. социальная ответственность – это было важно и в России и на международной арене.

b. Правдивость и объективность

c. Добросовестность

d. Честность

e. Уважение чести и достоинства личности

2. Нарушения норм профессиональной этики.

Нарушения права на получение информации.

Параграфы 3 и 5 были направлена на недопущение умышленного замалчивания информации.

Умолчание – самый коварный метод манипулирования.

Ущемление права граждан.

Противодействие дискуссии или опубликование сведений с которым не согласен.

Недопустимость нарушений против чести и достоинства личности

Предание достоянию и гласности психических и физических недостатков человека.

Осмеяние по признакам фамилии, имени, отчества.

Нарушение служебной этики - навязывание заданий, искажение материалов.

Нарушение профессиональной чести журналиста (получение выгоды от журналистской деятельности).

3. Ответственность за нарушение профессиональной этики.

Замечания

Выговор

Строгий выговор

Исключение из СЖ

Распался СССР, а также и правила кодекса.

В 1992 году был создан СЖ России. Который действует до сих пор, в который может вступить любой журналист России.

В феврале 1994 года была принята московская хартия журналистов, которая декларировала внекорпоративный характер. Авторами ее были праволиберальные журналисты.

Известность источника, конфиденциальность информации, опасность злоупотребления свободы слова, журналист не должен состоять в политических партиях, журналист добивается максимальной открытости государственных структур.

24-го июня 1994 года был принят кодекс профессиональной этики СЖ России. Этот документ является сугубо корпоративным и действует только на журналистов, состоящих в этом союзе. Любые наказания возможны тоже только в рамках союза журналистов России. Но это должно быть ориентиром для всех журналистов в стране.

Документ состоит из 10 пунктов:

1) Журналист должен действовать исходя из принципов данного кодекса.

2) Журналист соблюдает законы, но что касается профессионального долга, он признает только юрисдикцию своих коллег.

3) Известность источника, недопустимость распространения заведомо ложных сведений, необходимость проводить различия между фактом и версией, при этом журналист не обязан быть нейтральным, недопустимость использования незаконных и недостойных методов получения информации, необходимость исправления ошибок, недопустимость тяжких профессиональных преступлений: искажение информации, клевета, плата за информацию.

4) Конфиденциальность информации нужно сохранять конфиденциальность источника.

5) Недопустимость злоупотребления информацией (противодействие экстремизму, нарушению гражданских прав, недопустимость оскорблений по признакам пола и возраста, презумпция невиновности)

6) Недопустимость совмещения статуса журналиста и статуса государственного чиновника, недопустимость для журналиста носить оружие, ведь оружие человека – это слово.

7) Журналист не распространяет информацию рекламного характера.

8) Журналист отстаивает права коллег, соблюдает правила честной конкуренции, авторского права.

9) Отказ от задания, если оно не совместимо с принципами данного кодекса.

10) Журналист пользуется правами, предоставляемыми законом для своей защиты.

Достоинство – то, что он принят и существует.

Недостатки – отсутствие национальной уникальности, политизированность и тенденциозность (кодекс является откровенно либеральным), отсутствие внимания к ключевым проблемам медиасектора, нарушение права на свободную информации и пропорционального доступа к официальным источникам информации.

Существуют и региональные кодексы. Первыми были приняты кодексы в 92-м году в Татарстане «Кодекс профессиональных обязанностей журналиста Татарстана», в Кубани.

А в 2004 году решили в каждом регионе принять свой кодекс.

В декабре 2004 года они добрались до Воронежа. Приняли кодекс, почти идентичный общероссийскому. Сейчас он существует только формально.

Есть внутрикорпоративные кодексы.

Кодекс профессиональных обязанностей ИТАР-ТАСС, «Известий», Комерсанта (Талмуд).

Также в России есть хартия судебных репортеров в которой установлены принципы презумпции невиновности, необходимости журналистских расследований, объектами критики могут быть государственные деятели или бизнесмены, если им не предъявлены судебные обвинения, необходимость исправлять ошибки следствия.

При СЖР действует большое жюри из трех человек, которое рассматривает этические споры в сфере журналистики.

Кодекса на телевидении нет, но есть хартия теле-радиовещателей 1995 года.

В ней три раздела:

1. Достоверность. Необходимость проводить четкое различие между сообщениями и фактами, комментариями и предположениями.

2. Защита аудитории. Получение согласия на съемку, отказ от использования незаконно полученных изображений. Ограничение насилия. Недопустимость возбуждения неоправданных надежд.

3. Язык. Отказ от неоправданного использования заимствованной лексики, сленга, жаргонизмов, арго, недопустимость использования нецензурной лексики.

 

 

Медиакритика или форма журналисткой самоорганизации.

Возникла в США, у на с развилась в 90-е гг.

Люди не желают критически воспринимать информацию, и иногда получается так, что информационный поток проходит необработанным, не фильтрованным.

Медиакритика проявляется в двух аспектах:

1 – научное познание масс-медиа.

2 – форма журналистского творчества, направленная на осмысление деятельности своих коллег из масс-медиа.

Существуют три уровня медиакритики:

1) Академическая. Ориентирована на научное познание медиасектора, его осмысление происходит на теоретическом уровне. Анализ требует особой компетентности. Он предполагает наиболее глубокое и концептуальное познание проблем медиасистемы. Кроме того, прогноз и моделирование дальнейшего их развития.

2) Профессиональная. Медиакритика со стороны самих журналистов. С целью определить болевые точки медиасектора. И помочь масс-медиа наиболее полно понять проблемы и нужды аудитории и адаптироваться к ее реальным, социальным требованиям. В том числе и с конечном итоге это предполагает оптимизацию и улучшение деятельности масс-медиа.

3) Массовая. Это то, что аудитория думает относительно масс-медия. Она выражается в письмах, комментариях.

Все три уровня пересекаются.

Критика с греческого означает оценка, рассмотрение. Предполагает, прежде всего, понимание феномена и объяснение его.

В современном мире, в многообразии смыслов и явлений разобраться в феномене становится все более сложным. Поэтому герменевтика текста становится одним из самых актуальных проблем медиасектора. Герменевтика предполагает структурно-семантический анализ текста.

Структурно-семантический анализ предполагает соотнесение того, что написано в тексте с действительностью. Это требует особой эрудиции и понимания процессов. Потому что соотнести смысл того, что сказано с действительность, нужно разбираться и в написанном, и понимать в действительности.

Декодирование текста осуществляется на трех уровнях: текстопорождение, создание текста, социальное бытование текста.

Для оптимального декодирования текста необходимо анализировать макроконтекст происходящего. Иными словами, в отличие от филологов, нужно понять, что стоит за текстом, какова его сверхзадача.

Задачи медиакритики:

1) Помочь аудитории понять суть медиатекстов.

2) Анализ влияния медиатекстов на аудиторию.

3) Анализ последствий воздействия медиатекстов на аудиторию.

4) Формирование у журналистского сообщества уважения к аудитории.

5) Формирование у аудитории культуры восприятия информации.

Методы медиакритики.

1. Социологический. Здесь социология работает на концептуальном уровне. Значит не посчитать.

2. Политэкономический метод. Ключ к пониманию всего. Это анализ структуры собственности СМИ, анализ рынка, анализ экономических показателей СМИ.

3. Социально-психологически. Влияние, воздействие на аудиторию.

4. Социально-филосовский

5. Социо-культурный

6. Лингвистический

7. Юридический

Функции медиакритики.

a) Информационно-коммуникативная

b) Когнитивная (познавательная). Нижняя подфункция – мониторинг. Ключевая подфункция – анализ медиаструктур, их содержания, восприятия

c) Интерпретация текста – это ключ к пониманию сверхзадачи автора. Именно благодаря интерпретации, герменевтика приобретает особую синтетичность. Интерпретация происходит на двух уровнях – рациональном и чувственном. Интуиция – высшая форма рационального. (Кант).

d) Прогноз. Это продуктивный метод познания, люди всегда хотят знать будущее, причем, самое вероятное. И если прогноз сбывается, то это влияет на аудиторию.

e) Функция оценки. Она может быть прямой и косвенной. Косвенный вывод может быть гораздо эффективнее прямого.

Журналист, Вестник ВГУ, Альманах факультета журналистики – занимаются медиакритикой.

Самое солидное издание IP Gazzette, QMCR.

Есть альтернативная медиакритика FAIR, Media Chennel, Accrimed

 

Манипуляции сознанием как главная этическая проблема медиасектора в начале 21 века.

Первым манипулятором была Ева. Жрецы манипулировали сознанием, затем появилась манипуляция с помощью религии.

Но в 20-м веке, когда появился феномен СМИ манипуляция была поставлена на конвейер.

Впервые о том, что Манипуляция и управление массовым сознанием может носить прагматический характер заговорили в начале 20-го века. Появляется понятие «массовое общество» его ввел Дюркгейм. И в то же время Карл Ясперс заявил то, что процесс управления массовым обществом может носить прагматический характер. Также в первой половине 20-го века заговорили о психологии толпы. Говорили о противостоянии элиты и масс, прежде всего философ Ортега-И-Гассет и Х. Арендт. В 27-м году вышел труд г. Лассуэлла, а котором он выдвинул теорию подкожной инъекции или волшебной пули.

Процесс манипуляции сознанием – важнейший элемент в управлении обществом и рассматривали его кА положительный фактор.

И в 1944-м году Г. Шиллер «Манипуляция сознанием» раскритиковал эту позицию и говорил о негативных последствиях манипуляции сознанием.

Манипулирование всегда осуществляется на уровне общественного мнения и существует 2 основных механизма манипуляции:

создание стереотипов – это стандартизированный и схематизированный образ, искажающий действительность, обладающий ярко выраженными психологическими и социокультурными характеристиками и имеющий устойчивый характер.

Внушение – это один из трех основных способов внедрения идей, первый из которых – заражение, которое носит спонтанный характер, второй – убеждение, когда идеи распространяются на уровне логики с доказательством и аргументацией и третий способ – это внушение, когда идеи распространяются на эмоционально-чувственном уровне и должны прямо входить в подсознание человека, на встречая сопротивления и барьеров в виде критического мышения.

Манипуляция сознанием – это процесс внедрения в человеческое сознание и подсознание идей и установок против воли человека тех установок и идей, которые не совпадают с его собственными. Манипуляция – это всегда обман. И поэтому сей процесс не может быть положительным и не может носить положительную коннотацию. Манипуляция всегда осуществляется в прагматических целях, чтобы установить доминирование субъекта над объектом. И в конечном итоге подчинение объекта субъекту. Идеальное условие манипуляции – это доверие объекта субъекту. Или, по крайней мере, нейтральное отношение. Чем больше объект не доверяет субъекту и чем более враждебно объект настроен по отношению к субъекту, тем больше искусства требуется манипулятору. Наиболее сложным процесс манипулирования будет при полном недоверии и враждебном отношении объекта. Наиболее сложные манипулятивные технологии всегда носят характер кампании, где устанавливается стратегическая цель и методы реализации этой цели. Любая манипулятивная компания конечна во времени. Нужно закончить до того, как объект выйдет из-под контроля.

Способы манипулирования сознанием.

1. Фабрикация фактов – прямая ложь. Не лги, если есть угроза разоблачения – это дорого и опасно. Популярный способ. Фабрикуется видео. Ложь должна быть грандиозной.

2. Отбор фактов (изоляция адресата)

3. Умолчание. Золотой метод манипуляции.

a) Недосказанность.

b) Умолчание в заголовке.

c) Контекстуальное умолчание.

d) Отсутствие пояснения.

e) Переключение внимания.

f) Умолчание с помощью неопределенного местоимения.

4. создание психозов. Запугивание террористической угрозой.

5. объединение в толпу. Чем ближе знак к телу, тем лучше люди объединяются.

6. семантическая обработка. Направлен на подсознание. Изменение коннотации или денотации слова.

a) Смягчение модальности. Возможно, предполагается. Это создает эффект оперативности.

b) Размывание эффекта.

c) Коннатационно-денотационная обработка.

d) Семантическая диспропорция глаголов.

7. утверждение

Бездоказательное утверждение

Утверждение с помощью цитаты

Вывод-утверждение с помощью цитаты

 

 

Этико-политическая реклама

Коммерческая реклама

Практическое занятие, выполнить в течение недели.

Найти в любых СМИ с 15 мая по 22 мая 3 примера манипуляции сознанием.

VSapunov@yahoo.com