Взаимодействие между вербальным сообщением и невербальными коммуникациями.
Взаимодействие между источником сообщения и уровнем осознавания описывается в шести категориях невербального поведения. Это:
- выделение,
- фасилитация,
- изображение,
- неосознанное открытие,
- осознанное открытие,
- демонстрация аффекта.
Выделение. В этом случае обычно используются краткосрочные и энергичные жесты, аккомпанирующие конкретное вербальное сообщение. Эти жесты обычно связаны с содержанием как по продолжительности, так и по энергичности. Клиент обычно не осознает употребление этих жестов, так как они краткосрочны и связаны с конкретными элементами вербального содержания.
Фасилитация, или облегчение. Жесты часто используются в целях повышения ясности. Обычно это движения всей руки или только кисти. Клиент прибегает к ним, когда чувствует, что не находит слов или что его вербальное выражение неадекватно. Как правило, клиент не осознает употребление фасилитирующих жестов, если не привлечь к этому его внимание.
Изображение. Жесты представляют собой пример или изображение темы высказывания. Изобразительные жесты, как правило, осознанны и используются намеренно, в дополнение к вербальной коммуникации.
Демонстрация аффекта. Клиент может намеренно прибегать к невербальному поведению, чтобы продемонстрировать свои чувства. Такое поведение связано с намерением и осознанно клиентом. Пример - использование мимики и особого выражения лица с целью выразить эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему.
Осознанное открытие. Клиент может сознательно производить жесты, которые он считает просто привычными; их основное намерение редко осознается. В таких случаях он осознает свои действия, но не осознает мотивацию. Такие формы поведения часто выполняют успокаивающую функцию. Например, клиент крутит в руках кольцо, постукивает карандашом по столу или производит другие привычные нервные жесты.
Неосознанное открытие. Жесты отражают поведение, мотивированное напряженностью. Их клиент совершенно не осознает, и они являются чаще всего критическими формами невербального поведения. В ходе беседы клиент в большей степени озабочен вербализацией содержания, чем невербальным поведением. Во многих случаях невербальное поведение обусловлено напряженностью во время интервью. Наблюдая за бессознательно мотивированными жестами, можно обнаружить широкий диапазон потенциальных источников того или иного невербального поведения. В число таких возможных источников входят чувства, которые клиент испытывает по отношению к самому себе, к консультанту, к ситуации или к теме беседы. Эти жесты могут появляться постоянно или повторяться в течение достаточного длительного промежутка времени.
Консультант должен осознавать связь между вербальным сообщением и невербальной коммуникацией. Иногда эти две формы коммуникации соответствуют друг другу; но иногда невербальная коммуникация отрицает или искажает то, что было выражено вербально.
Все это свидетельствует о важности наблюдения в рамках психотерапевтической беседы.
(См.: Хрестоматия. Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р. Невербальная коммуникация в консультировании // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000.)
(См.: Хрестоматия. Ягнюк К. В. Качество присутствия и элементы невербального общения // Журнал практической психологии и психоанализа. №1, февраль, 2000.)
(См.: Хрестоматия. Ягнюк К. В. Принципы проведения первичной консультации // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000.)