Универсальное и уникальное в лицевой экспрессии.

Когда исследователю приходится долго общаться с человеком, то определяется, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг: помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека.

Невербальные аспекты речи

Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретенные — социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при измене­нии эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что связано с усилением активации мышц, участвующих в голосовых реакциях.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Одна и та же фраза в зависимости от интонации может приобретать различный смысл.

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств.

В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр.

Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса (можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.

Отдельные интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву.

Можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном.

Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Выделяют шесть основных экспрессивных уровней речи, выступающих в качестве аккомпанемента речи и выступающих признаками при формальном описании невербальных аспектов коммуникаций [Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р. Невербальная коммуникация в консультировании // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000].

Это:

1. Общий уровень интенсивности. Повышенный тон обычно встречается в контексте раздражения или тревоги, пониженный тон может означат, например, недоверие.

2. Изменение интенсивности. Повышение громкости обычно свидетельствует о тревоге или раздражении, понижение может являться признаком недовольства или разочарования.

3. Диапазон. Расширение и сжатие обычного интервала между тонами произносимых фонем.

4. Напряжение. Зажатость или открытость связаны со степенью мускульного напряжения голосового аппарата: чем больше напряжение, тем явственнее эффект зажатости (“скрипучий” голос); открытость, или свобода, проявляется в гулком, раскатистом голосе, производящем впечатление авторитетности.

5. Темп. Растягивание и сокращение относятся к индивидуальному темпу произнесения слогов.

6. Общий темп. Ускоренный и замедленный темп речи, в отличие от растягивания и сокращения, применяются для оценки более объемных фрагментов речи; во многих контекстах ускоренный темп речи сигнализирует о раздражении или тревоге, а замедленный - о нерешительности.

К этим основных экспрессивным уровня речи добавляются так называемые вокальные разграничители и вокальные определители.

К вокальным разграничителям относят:

- смех,

- плач,

- прерывистость голоса.

В частности, прерывистость характеризуется особыми мускульными явлениями в голосовом аппарате, когда голосовые связки попеременно то жестко напрягаются, то расслабляются, и в результате голос «дрожит». Это указывает на активную или глубокую эмоциональную вовлеченность говорящего.

К вокальным определителям относят, прежде всего, прерывание слова твердым приступом и паузой. Это обычно означает, что под влиянием внезапно осознанной контрастной мысли или инсайта говорящий отказывается от всего или от части сказанного раннее (или хочет как-то изменить свое высказывание).

(См.: Хрестоматия. Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р. Невербальная коммуникация в консультировании // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000.)

Кинесика

Хотя лицо является главным источником информации при наблюдении за эмоциональными реакциями другого человека, но и тело (конечности и, особенно, кисти рук) также играют важную роль в коммуникации. Т.е. наряду с мимикой содержательные сигналы передаются также с помощью пантомимики.Пантомимика(от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием) - выразительные движения, представленные изменениями в походке, жестах, осанке и т.д. С помощью пантомимики передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. При этом пантомимика мало контролируются сознанием, хотя исходно большую роль в ее формировании играют культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются, прежде всего, путем имитации ролей в детском возрасте. Но большинство людей не осознают, что активно пользуются сложной системой жестов и движений. Может сопровождаться мимикой, подтверждая ее или опровергая. Другой термин, который также используется для обозначения коммуникаций посредством движений тела, - кинесика. Она определяет связь между телесными движениями и вербальной формой коммуникации.

К числу невербальных физических способов коммуникации относят прежде всего жесты и позы.

Жесты.

Жесты – это форма пантомимики, которая характеризуется тем, что сообщение передается при помощи рук и других отдельных частей тела (например, бровей) [Кириленко Г.Л. Проблема исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнала. 1987, № 4, с. 138-147].

Жесты используются в целях иллюстрации, подчеркивания, указания, объяснения или прерывания, а значит, они связаны с вербальной коммуникацией. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях.

Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.

С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия и презрения приблизительно одинаковы во всех странах мира и во всех культурах. С другой стороны, понимание их смысла зависит от знакомства с коммуникативной системой данной конкретной культуры. Жесты часто используются тогда, когда вербальные выражения были бы сочтены социально неприемлемыми.

Жесты в определенной степени контролируются сознательно, используясь для передачи информации, вместо слов или в дополнение к ним.

В экспериментальных исследованиях пантомимики удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания. Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы, которые носят явный отпечаток со­циальной обусловленности.

В соответствии с классификацией жестов П.Экмана и У.В.Фризена [Ekman P., Friesen W.V. The repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage and coding // Semiotica. 1969, v. 1, p. 49-98; Ekman P., Friesen W.V. Hand movement // Journal of Communication, 1972, v. 22, p. 353-374; Ekman P., Friesen W.V. Unmasking the Face. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1975] на основе выделения трех типов кодирования информации в общении (внутреннего, иконического и условного), были выделены следующие виды жестов:

- эмблемы-жесты, имеющие языковый эквивалент и достаточно точное значение для определенной социальной группы;

- иллюстративные жесты-движения, сопровождающие высказывание (дирижирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографические, эмблематические);

- «адапторы», способствующие снятию внутреннего напряжения (самостимулирующие, направленные на другого человека, направленные на предмет);

- «регуляторы», использующиеся для контроля и координации общения; аффективные, служащие для выражения чувств и эмоций.

Позы.

Позы отличаются от жестов тем, что они обозначаются всеми частями тела человека одновременно. Поскольку позы, как правило, принимаются бессознательно, то их смысл может вступать в противоречие с содержанием слов и отдельных жестов и сигнализировать о переживаемой на самом деле внутренней эмоции.

Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза, как считается, свидетельствует об открытости и восприимчивости человека. Закрытая же поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлеченности в беседу.

Некоторый наклон вперед и открытая поза, без скрещивания рук и ног - вот та телесная поза, которая обычно рекомендуется консультантам и психо/p>

Некоторый наклон вперед и открытая поза, без скрещивания рук и ног - вот та телесная поза, которая обычно рекомендуется консультантам и психотерапевтам как оптимальная. Такая поза передает внимание терапевта, однако она воспринимается как ригидная, если сохраняется неизменно на протяжении длительного периода.

Позы с закрытой позицией рук оцениваются как холодные, отталкивающие, застенчивые и пассивные, тогда как позы с умеренно открытыми позициями рук оценивались как теплые и принимающие. Такая поза со скрещенными руками – и самая холодная, и в меньшей степени характерна для эмпатической установки.

Если оценивать различные варианты положения ног с точки зрения “теплоты” и “эмпатии”, то оказывается, что самой холодной и наименее эмпатичной является поза со скрещенными ногами, при которой лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги; однако поза, при которой колено одной ноги лежит на колене другой ноги, а также поза, при которой человек сидит “с ногами” на диване или в кресле, не оценивались как холодные и менее эмпатичные.

В свою очередь, позы с чрезмерно открытыми позициями рук часто оцениваются как нескромные и провоцирующие.