Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.

Наиболее важной и разработанной областью психологического наблюдения является наблюдение за внешними, телесными проявлениями эмоциональных процессов.

Современный подход к анализу экспрессивных реакций принципиально отличается от того, который был реализован в рамках немецкой характерологии. Если в немецкой характерологии те или иные телесные признаки выступали прежде всего символом устойчивых душевных особенностей (основной предмет проводившихся здесь исследований – характер), то в наблюдении за эмоциональными состояниями главное – актуально осуществляющиеся процессы, которые, кроме своего внутреннего содержания, имеют и определенное внешнее проявление.

Важность наблюдения за эмоциональными состояниями определяется прежде всего тем, что они являются практически неизменным атрибутом общения, в котором они выступают в роли определенных сообщений в целостном коммуникативном (от лат. cоmmunicatiо – общаться) поведении. Передача какого-либо сообщения другому человеку является, как правило, процессом, состоящим из двух компонентов: передачи содержания (например, в вербальной форме) и акцентировки определенных аспектов этого содержания (как в вербальной, так и невербальной формах).

При анализе вербального и невербального сообщения важно иметь в виду сложную иерархическую организацию различных экспрессивных признаков. Так, в частности, в коммуникативном поведении выделяется четыре аспекта [Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20]:

- общекультурные нормы,

- групповые нормы,

- ситуативные нормы,

- индивидуальные нормы.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей языково-культурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Общекультурные нормы общения национально специфичны: так, в частности, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, половых, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной ситуацией. Так, по критерию статуса общающихся можно говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный).

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм.

(См.: Хрестоматия. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.)

Особая роль в коммуникативном поведении принадлежит невербальным компонентам. Невербальная коммуникация(от лат. verbalis - устный) - форма общения, осуществляющегося с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей (животных). Для человека является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению (см. [Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: РГУ, 1986; Трубицына Л.В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991, с. 101-121]).

В качестве особой формы невербального общения выступают выразительные движения – когда эмоциональные переживания и намерения индивида проявляются в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи.

Еще XIX в. русский философ А.И.Галич (1783-1848), рассматривая проблему эмоциональных процессов, разработал умозрительную классификацию эмоциональной экспрессии на основе тех или иных видов психического, к которым относил: мышление, желания, ощущения (собственно эмоции) и фантазию (см. [Кондаков И.М. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М., 2000]). В дальнейшем, прежде всего на основе теории естественного отбора Ч.Дарвина, основным критерием стали рассматриваться прежде всего этологические признаки.

Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции (см. [Изард И. Эмоции человека. М., 1980. С. 52-71]).

Человеческие выразительные движения - в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний - прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания.

При этом связь между эмоциональными процессами и их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма сложной. У новорожденных все эти три формы реакций характеризуются слабой организацией. Сравнительно хорошо организованными являются реакции лицевых мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение). По мере развития формируются определенные комплексы реакций, охватывающие мышцы лица и всего тела, что носит врожденный характер.

При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка) (см. [Воробьев В.В. Опыт классификации выразительных движений по их генезису // Вопросы философии и психологии. 1897, кн. 40, с. 717-753]).

У человека существует готовность к определенного рода реакциям, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой “природной” связи с той или иной эмоцией.

Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического “языка”, при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

Таким образом, в обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразитель­ных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности ана­лизировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

(См.: Хрестоматия. Изард И. Эмоции человека. М., 1980. С. 52-71.)

Итак, у всех людей работают аналогичные механизмы экспрессии. Экспрессия (от лат. expressio - выражение) - проявление внутренних психологических процессов (настроений, эмоций, чувств, мыслей) индивида во внешнем поведении, выступающее в первую очередь формой коммуникаций между ним и другими индивидами. В целостном акте коммуникации, включающем в себя как в вербальный, так и невербальный компонент, невербальная форма передачи сообщения, механизмы которой в значительной степени имеют генетическую обусловленность, часто реализуется неосознанно. Но существуют и такие экспрессивные сообщения, которые выступают символическими условными знаками, характерными для определенных культур и отрабатываемыми в процессе социального научения (например, кивок головы как знак согласия в европейской культуре).

К экспрессивным сообщениям относятся следующие группы:

- общие состояния (учащение дыхания, моторная активность, скованность);

- позиции (дистанция между собеседниками, характеристики поз, в частности, напряже­ние или расслабленность, физические контакты);

- мимика (выражение лица, движение бровей, встречные взгляды);

- жесты (выражающие уровень возбуждения и символические);

- характер речи (скорость сообщения, громкость, акценты, отклонения от правильности) и др.

Все эти экспрессивные сообщения доступны для внешнего наблюдателя.

Разные люди обладают разной степенью экспрессивности. Экспрессивность (от лат. expressio - выражение) – это способность к сильному, яркому и выразительному проявлению настроений, эмоций, чувств, мыслей. Выступая фактором общения, может как способствовать ему, так и препятствовать, порождая межличностный конфликт, что зависит прежде всего от содержания сообщений, передаваемых с помощи экспрессии (неудовлетворенность, раздражительность, агрессия), и от неспособности реципиентов адекватно расшифровать по экспрессивным проявлениям само сообщение (как, например, при проявлении заботы, которая может интерпретироваться и как доминирование, и как проявление любви).

По мнению А.Меграбяна (Mehrabian A.P. Nonverbal Communication. Chicago: Aldine Atherton, 1972), все многообразие средств невербальной коммуникации может быть сведено к лежащим в их основе эмоциям:

- удовольствие – неудовольствие,

- возбуждение – отсутствие возбуждения,

- доминирование – подчинение.

Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. «Язык тела» не только передает то, что человек хочет выразить, но и выдает то, что он хотел бы скрыть. Через «язык тела», который используется бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность:

- ее чувства,

- эмоции,

- потребности,

- отношения.

Если речь идет о психотерапевтической практике, то невербальное поведение - это также способ прочитать то, как чувствует себя пациент в данный момент. Невербальные сообщения часто отличаются от словесных, и по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с другим человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные подсказки могут быть найдены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли.

Показано, например, что тревожность проявляет себя:

- в резких и размашистых движениях рук;

- в контактах глазами, нормальных по частоте, но слишком коротких по длительности;

- в менее частых, чем при норме, улыбках и общей скованности тела.

При депрессии наблюдаются:

- сниженная активность рук,

- недостаточный контакт глазами, что свидетельствует от неуверенности в себе.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации, которые выступают как эмоциональные индикаторы (в частности эмоционального напряжения):

- паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи;

- запинки, оговорки, паузы и молчание;

- мимические выражения;

- кинестезические выражения (поза, телодвижения);

- движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);

- проксемика (характеристики межличностной дистанции).