Корень -ход— (-ХОЖ-, -хожд-)

S Помещение у ворот предприятия, через которое проходят рабочие. (Проходная)

S Два шеста с приступками, на которых ходят, по­очередно переставляя их. (Ходули)

S Человек, идущий по улице. (Прохожий)

S День отдыха. (Выходной)

■S Длительное путешествие группы людей с опреде­ленной целью. (Поход)

Корень -вод(-вож-):

•S Руководитель отряда. (Вожатый) S

Промышленное предприятие. (Завод) •S

Тот, кто управляет машиной. (Водитель) •/

Железнодорожный служащий, следящий за по­рядком в вагоне. (Проводник) •S

Текст, переведенный с одного языка на другой. (Перевод)

♦ Игра с приставкой

Замените выражение одним словом с приставкой. За­дания предъявляются поочередно каждой команде. S Лишенный смысла. (Бессмысленный) ■S

Расположенный у берега. (Прибрежный) •S

Лишить оружия. (Обезоружить) •S

Вселить надежду. (Обнадежить) ■S

Провести время в ожидании окончания чего-либо.

(Переждать)

S Дать новое имя. (Переименовать) •S-

Сделать длиннее. (Удлинить)

S Немного исправить. (Подправить)

S Еще раз, сильнее нажать. (Поднажать)

■S На некоторое время задуматься. (Призадуматься)

♦ Игра-эстафета с суффиксом

Восстановите пропущенные суффиксы в группе род­ственных слов. Слова записаны на доске, для каждой ко­манды — своя группа слов. •

зим ... а снеж...и

зим ... ать снеж ... а

зим ... ий снег ... ик

зим... ье снег...ая

зимов ... и снеж ... ая

♦ Командное задание «Исключи лишнее слово»

Каждая команда получает карточку с написанными рядами слов (по 5 рядов слов).В каждом ряду одно слово не подходит. Для выполнения этого задания дается время, дети выполняют письменно задание и подают в жюри.

Карточка 1

Вырыть, вымыть, выть, выкинуть Водитель, провод, завод, заводь Цветок, платок, кусок, бок Чемоданчик, барабанчик, летчик, стульчик Прыщик, хрящик, плащик, сборщик

Карточка 2

Избушка, садик, река, дверца

Бег, лес, дуб, снежок

Пробирка, прополка, пробежка, прописка

Забег, заплыв, зал. заезд

Перелесок, лесок, перелез, лесник

♦ Классификация слов по составу

Каждая команда получает карточки со словами (по 9 карточек.) За определенное время нужно разложить сло-ва на 3 группы, по 3 слова в каждой группе, в зависимости от состава слова. Когда группы будут составлены, нужно начертить схемы состава слов для каждой группы.

Карточкадля первой команды

Лесок, подарок, снег, холод, лес, перелесок, стебелек, снежок, подснежник.