Корень -ход— (-ХОЖ-, -хожд-)
S Помещение у ворот предприятия, через которое проходят рабочие. (Проходная)
S Два шеста с приступками, на которых ходят, поочередно переставляя их. (Ходули)
S Человек, идущий по улице. (Прохожий)
S День отдыха. (Выходной)
■S Длительное путешествие группы людей с определенной целью. (Поход)
Корень -вод— (-вож-):
•S Руководитель отряда. (Вожатый) S
Промышленное предприятие. (Завод) •S
Тот, кто управляет машиной. (Водитель) •/
Железнодорожный служащий, следящий за порядком в вагоне. (Проводник) •S
Текст, переведенный с одного языка на другой. (Перевод)
♦ Игра с приставкой
Замените выражение одним словом с приставкой. Задания предъявляются поочередно каждой команде. S Лишенный смысла. (Бессмысленный) ■S
Расположенный у берега. (Прибрежный) •S
Лишить оружия. (Обезоружить) •S
Вселить надежду. (Обнадежить) ■S
Провести время в ожидании окончания чего-либо.
(Переждать)
S Дать новое имя. (Переименовать) •S-
Сделать длиннее. (Удлинить)
S Немного исправить. (Подправить)
S Еще раз, сильнее нажать. (Поднажать)
■S На некоторое время задуматься. (Призадуматься)
♦ Игра-эстафета с суффиксом
Восстановите пропущенные суффиксы в группе родственных слов. Слова записаны на доске, для каждой команды — своя группа слов. •
зим ... а снеж...и
зим ... ать снеж ... а
зим ... ий снег ... ик
зим... ье снег...ая
зимов ... и снеж ... ая
♦ Командное задание «Исключи лишнее слово»
Каждая команда получает карточку с написанными рядами слов (по 5 рядов слов).В каждом ряду одно слово не подходит. Для выполнения этого задания дается время, дети выполняют письменно задание и подают в жюри.
Карточка 1
Вырыть, вымыть, выть, выкинуть Водитель, провод, завод, заводь Цветок, платок, кусок, бок Чемоданчик, барабанчик, летчик, стульчик Прыщик, хрящик, плащик, сборщик
Карточка 2
Избушка, садик, река, дверца
Бег, лес, дуб, снежок
Пробирка, прополка, пробежка, прописка
Забег, заплыв, зал. заезд
Перелесок, лесок, перелез, лесник
♦ Классификация слов по составу
Каждая команда получает карточки со словами (по 9 карточек.) За определенное время нужно разложить сло-ва на 3 группы, по 3 слова в каждой группе, в зависимости от состава слова. Когда группы будут составлены, нужно начертить схемы состава слов для каждой группы.
Карточкадля первой команды
Лесок, подарок, снег, холод, лес, перелесок, стебелек, снежок, подснежник.