ИЗЛОЖЕНИЯ
ОТКРЫТИЯ ПРИСТЛИ
Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пористли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничто не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча – гасла.
Однажды Пристли поместил под колпак растение: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, учёный с неделю не подходил к колпаку. Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер поражённый: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания. Пристли ввёл под него свечу. Она не гасла. Убрав свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже жил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.
- Мне посчастливилось, - сказал он, - открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.
В 1779 году другой учёный уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету и только зелёными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (173 слова)
Задание. Пользуясь собственными знаниями, ввести дополнительную информацию в текст изложения.
НАДО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?
Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. Называется она «Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будут у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловит мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.
Вот почему надо знать природу! (187 слов)
Задание.Вывод, имеющийся во 2 части текста, преобразовать в аргумент и перенести в нужное место.