ОКТЯБРЬ

ДИКТАНТЫ

 

О МУХТАРЕ АУЭЗОВЕ

Мухтар Омарханович Ауэзов родился восьмого сентября тысяча восемьсот девяносто седьмого года в урочище Чингистау Абаевского района Семипалатинской области. Его отец Омархан и дедушка Ауэз были людьми культурными: хорошо знали старинную арабскую грамоту. По соседству с их аулами располагался аул Абая, с которым у родственников Ауэзова были хорошие отношения. Детство будущего писателя проходило там, где с наибольшей силой ощущалось влияние великого поэта-просветителя. Это сыграло большую роль в становлении Ауэзова-писателя, нашло отражение в его творческой судьбе.

Поэзия Абая пробудила в душе будущего писателя высокие и светлые чувства любви к знаниям, к народу, стремление служить его интересам.

Стихи Абая, народные легенды, сказания, песни, которые в изобилии хранила память деда Ауэза, вызывает у Мухтара интерес к художественной литературе, учёба становится его заветной мечтой. И вот дядя Касымбек везёт его в Семипалатинск и устраивает в старометодное мусульманское медресе. Но вскоре одиннадцатилетний Мухтар Ауэзов переходит в пятиклассное городское училище. После его окончания он поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь он с большим увлечением читает художественные произведения, впервые знакомится с книгами русских и зарубежных классиков. Под влиянием прочитанного Мухтар Ауэзов сам начинает писать небольшие рассказы, стихи.

(185 слов)

 

И.Е. РЕПИН ЗА РАБОТОЙ

Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступавшим его в мастерской.

В течение многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем и могу засвидетельствовать, что он замучил себя работой до обморока, что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз…И когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на минуту не отрываться от живописи. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру, он повесил её, как камень, на шею при помощи особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи. Порою мне казалось, что не только старость, но и смерть он побеждал своей страстью к искусству.

(154 слов)

ОКТЯБРЬ

Наступает пора кочевий, и вечерами над степью тянутся нескончаемые вереницы гусей. Прилетает и садится на воду очередная стая, и вода словно скипает от их тел.

В полдень в нагретом воздухе, громко крича, кружат грачи. А в иные дни налетает пролетная стая серых журавлей, и долго кружат эти красивые птицы с печальным курлыканьем, набирая высоту для нового перелёта.

Неуютными становятся озёра. Тяжело перекатывается свинцовая вода, сиротливо шуршат оголившиеся тростники, и лежит по берегам побуревшая и пожухлая трава. В морозные ночи она покрывается инеем, а на воде появляются первые хрупкие льдинки.

Оголился лес и сразу стал неприветливым. Не слышно птичьего разногласья, а раздаётся только крик сорок да карканья ворон. Изредка застучит дятел или донесётся крик большой синицы.

Вслед за улетевшими утками в начале октября откочевывают орлы. Улетают сначала молодые, а затем и взрослые птицы. Иногда еще можно увидеть одинокие фигуры орлов, сидящих на опорах линий электропередач. Они покинут озера с последними стаями птиц, и водная гладь начнет покрываться ледяным панцирем.

(159 сл.)