Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.

Своеобразие использования игровых приемов в большей степени определяется задачами руководства изобразительной деятельностью, особенностями сочетания так называемых учебных и творческих задач. В зависимости от того, какие из них занимают ведущее место, все занятия в методике обучения дошкольников условно подразделяются на три типа: занятия по сообщению новых занятий и первоначальному ознакомлению со способами изображения; занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формирование навыков, и, наконец, творческие

занятия. На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно-творческой деятельности четко определяют три части занятия:

---первая часть – во время которой организует процесс формирования замысла, рисунка;

---вторая часть – процесс его реализации;

---третья часть – связанная с анализом и оценкой детских работ.

Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач. Их своеобразие также влияет на своеобразие применения игровых приемов.

Во-первых, в направленности игровых приемов детей на занятии: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силуэтного или пластического образа).

Во-вторых,при сохранении целостного подхода к руководству деятельностью детей на занятии в вариативности этой методики в зависимости от ряда факторов:

---типа и вида занятия (изображения по памяти, по представлению, с натуры);

---возрастной группы;

---содержания изображения (предметное, сюжетное, декоративное);

---вида изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисунок);

---индивидуальных особенностей детей.

В начале занятия любого типа, прежде чем формировать у детей замысел будущего рисунка (лепки), очень важно предложить им действенный мотив изобразительной деятельности. В этом случае существенно повышается активность дошкольников, что ведет к повышению качества усвоения предлагаемых знаний, умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественно-направленные мотивы (рисунок для мам, пап, бабушек и т.п.). Но при этом надо учитывать, что изобразительные возможности детей ограничены и поэтому их несовершенные рисунки, поделки нужны небольшому кругу людей. Поэтому целесообразно предложить детям выполнить рисунок для игрушек, сказочных персонажей и т.п. Однако ни в коем случае нельзя формально пользоваться игровой мотивацией, следует соблюдать условия, при которых эта мотивация будет действенной. В другом случае ребята не воспримут или

формально примут цели и задачи занятия. При использовании игровых приемов на занятии с целью предложения детям мотивов деятельности педагогу нужно, чтобы они не только поняли и приняли игровую задачу (которая совпадает, по сути, с изобразительной), но и выполняли требования к качеству изображения. Наличие у детей эмоционально-интеллектуального опыта позволяет им принять мотив, цель и условия ее достижения. Такой опыт должен быть сформирован заранее, на занятии он только «оживляется» с помощью игровых приемов. Чем младше дети, тем больше они нуждаются в актуализации такого опыта непосредственно на занятии. При этом условии требования к изображению, к деятельности детей, сформулированные в задачах, становятся актуальными для них, важными, так как только их выполнение позволяет, достичь желаемую игровую цель, оформленную в мотиве.

Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно-направленным, обеспечивает принятые детьми цели (выполнить изображение), активность в ее создании при этом предлагаемого для освоения учебного содержания.

Игровые приемы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов применяется прием обыгрывания игрушек.

Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема – обыгрывание готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного, из вариантов работы и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания прижать их салфеткой; чтобы лепестки не были грязными, надо клея брать немного» и т.п.

Таким образом, в первой части сочетание игровых приемов может быть различными: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования, аппликации). Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой

воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание. В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью.

Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемами анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры – анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться, словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по стволу, затем первых изображений, выставленных на стенде.

Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей «в применении усвоенных знаний, способов действия, используются все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.