Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Так, Е.А.Флерина, В.А.Езикеева подчеркивает, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке: они гладят изображенный предмет, делают вид, что кладут нарисованную ягодку в рот, «запускают» волчок, стремятся подражать голосам, позам, движениям изображенных животных. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче. Маленькие дети предпочитают произвольную окраску предметов, некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средством припоминания текста, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимание на выразительные средства книжной графики. В.Я.Кионова в 1975 г, проведя специальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, определила показатели и уровни восприятия детьми книжной иллюстрации. К таким показателям относятся:

1)понимание содержания иллюстраций, соответствующих тексту данного литературного произведения;

2)осознание значения различных выразительных средств иллюстраций (позы, жеста, мимики, цвета, расположения в пространстве) для раскрытия содержания;

3)эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию и понимание выразительных средств иллюстрации, дающих возможность понять переживания персонажей;

4)обоснование выбора иллюстраций.

Соответственно этим показателям, В.Я Кионовой были установлены три уровня восприятия детьми художественного образа.

Высокий уровень (III):понимание содержания иллюстраций, осознание ребенком нескольких средств выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция); эмоциональное отношение к изображенному; понимание выразительности не только иллюстраций, выполненных в традиционной манере исполнения книжной графики XIX века, но и с элементами условности. На этом уровне находится 11,3% детей.

Средний уровень (II): дети понимают содержание иллюстраций, осознают некоторые средства выразительности в реалистическом исполнении; появляется эмоциональное отношение к воспринятому, предпочтение реалистического изображения условному На этом уровне находится 43,4% детей.

Низкий уровень (I):понимание содержания иллюстраций к знакомому тексту, описание таких средств выразительности, как поза, ярко поданная мимика, без достаточного осознания других средств; эмоциональное отношение наблюдается только к знакомым, раннее виденным образам. На этом уровне находится 45,3% детей.

Специальная работа с детьми, педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно – выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.