Виды стандартов, применяемых в Российской Федерации
В зависимости от вида конкретного объекта стандартизации, а также от содержания устанавливаемых к нему требований (аспекта стандартизации) в Российской Федерации разрабатывают и применяют стандарты трех основных видов:
- на конкретные производственные процессы или работы (или группы однородных конкретных производственных процессов или работ) и (или) стандарты на их отдельные элементы (аспекты стандартизации, производственных процессов), в том числе стандарты на методы контроля;
- на конкретную продукцию определенного вида (или группу однородной конкретной продукции общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации продукции);
- на конкретную услугу определенного вида (или группу однородных конкретных услуг общего целевого или функционального назначения) и (или) стандарты на ее отдельные элементы (аспекты стандартизации услуг).
В стандартах на производственные процессы или работы наиболее характерными аспектами стандартизации являются:
- основополагающие организационно-технические положения и правила процедуры выполнения работ в определенной области деятельности (в том числе деятельности по самой стандартизации, а также по метрологии, аккредитации, сертификации);
- основополагающие общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие, во-первых, взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции (или оказания услуг), а во-вторых, охрану окружающей природной среды, безопасность продукции, услуг и производственных процессов (работ) для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования;
- основные требования к методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода типовых работ в технологической (исполнительной) части производственных процессов исследований, разработки, производства (изготовления, строительства, выращивания), хранения, транспортирования, потребления (эксплуатации или использования), ремонта, утилизации (захоронения либо уничтожения) продукции;
- требования к методам (способам) и методикам (операциям, приемам, режимам, нормам) контроля (испытаний, измерений, анализа) регламентируемых параметров и показателей качества продукции при ее создании, сертификации и использовании.
В стандартах на продукцию типовыми аспектами стали следующие:
- термины и определения продукции (при необходимости);
- условные обозначения конкретной продукции и ее элементов (при наличии);
- классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам продукции (обязательно);
- требования к основным показателям уровня качества продукции (обязательно);
- требования к основным показателям уровня экономичности продукции (обязательно);
- требования к комплектности поставляемой продукции (при наличии);
- требования к методам и средствам хранения и транспортирования продукции (обязательно);
- требования к методам и средствам ремонта (при возможности);
- требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении (обязательно);
- требования охраны окружающей природной среды при производстве, обращении и потреблении продукции (обязательно);
- требования к правилам и средствам приемки продукции (обязательно);
- требования к методам, методикам и средствам контроля продукции (обязательно);
- требования к маркировке продукции (обязательно);
- требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре (при наличии и необходимости);
- требования и условия технически эффективного и безопасного потребления продукции (обязательно);
- требования и условия технически эффективной и безопасной утилизации (захоронения или уничтожения) продукции (обязательно).
В стандартах на услуги наиболее характерные аспекты:
- термины и определения услуг (при необходимости);
- условные обозначения конкретных услуг (при наличии);
- классификация и требования к главным параметрам (показателям назначения) услуг (обязательно);
- требования к основным показателям уровня качества услуг (обязательно);
- требования к основным показателям уровня экономичности и времени оказания услуг (обязательно);
- требования к комплексности и условиям (режиму, гигиене, комфорту, культуре) оказания услуг (как правило);
- требования к условиям повторного (в том числе бесплатного или льготного) оказания услуг (при наличии);
- требования безопасности оказания услуг для жизни, здоровья и имущества (обязательно);
- требования охраны окружающей природной среды при оказании услуг (обязательно);
- требования к правилам и средствам приемки результатов оказания услуг (обязательно);
- требования к методам, методикам и средствам контроля регламентированных параметров и показателей качества услуг (обязательно);
- требования к методам и методикам оценки уровня качества и подтверждения соответствия результатов оказанных услуг регламентированным требованиям. Наиболее комплексные стандарты на услуги (СТ ТУ, СТ ОТУ, СТ ТТ, СТ ОТТ) включают, как правило, все или большинство типовых аспектов стандартизации, изложенных выше.