Система органов и служб стандартизации в Российской Федерации

Систему органов и служб стандартизации в Российской Федерации образуют следующие структуры:

- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), подчиненный Правительству РФ;

- Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации в центральном аппарате Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России), подчиненного Правительству РФ;

- группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах государственных органов управления (в федеральных министерствах и ведомствах Российской Федерации), подчиненных Правительству РФ;

- технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями) на добровольной основе;

- подразделения (службы) стандартизации, создаваемые самими субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

Госстандарт России в соответствии с Законом РФ "О стандартизации" 1993 г. и Положением о Госстандарте России, утверждаемым Правительством, осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействие с органами власти республик в составе Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности.

Госстандарт России формирует и организует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной, региональной стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных и региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами (или соглашениями) Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Госстандарта являются:

- организация и государственное управление стандартизацией в стране;

- организация и государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в стране;

- формирование и реализация государственной политики в области оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) установленным техническим требованиям (аккредитация, сертификация, системы качества, системы охраны окружающей природной среды, лицензирование);

- государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов, за соблюде­нием правил обязательной аккредитации, сертификации, лицензирования, государственный метрологический контроль и надзор;

- участие и защита интересов России в деятельности международных и региональных организаций по стандартиза­ции, метрологии, аккредитации и сертификации;

- обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии, аккредитации и сертификации в рамках СНГ;

- профессиональная подготовка и систематическое повышение квалификации кадров (в том числе кадров высшей научной квалификации) в области стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и обеспечения качества продукции, услуг и производственных процессов.

В систему Госстандарта России входят (по состоянию на 1 января 1998 г.) 150 организаций и предприятий, в том числе:

19 научных организаций, включая два государственных научных центра в области метрологии; 13 промышленных предприятий по производству средств измерений высших классов точности;

101 территориальный орган (ЦСМ) во всех промышленных цен­трах России; Академия стандартизации, метрологии и сертифи­кации (учебная) и два средних учебных заведения по метроло­гии; издательско-производственный комплекс (ИПК) «Изда­тельство стандартов».

Госстрой Россиив соответствии с Законом РФ "О стандартизации" 1993 г. и Положением о Госстрое России, утвержденном Правительством РФ, организует и осуществляет работы по стандартизации в области строительства (строительное сырье, строительные материалы и изделия), в том числе принимает государственные стандарты Российской Федерации в области строительства, а также строительные нормы и правила.

Другие государственные органы управления (группы специалистов по стандартизации в центральных аппаратах федеральных министерств и ведомств Российской Федерации) участвуют в работах по стандартизации в пределах компетенции, определяемой положениями об этих группах специалистов и их должностными инструкциями, утверждаемыми самими министерствами (ведомствами).

Технические комитеты (ТК) по стандартизации создаются для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и (международной) региональной стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители всех заинтересованных сторон: предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), исследователей и разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и лицензирования, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах привлекаются ведущие ученые и специалисты.

ТК по стандартизации создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России.

ТК по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России, по предложениям заинтересованных сторон (предприятий, организаций и государственных органов управления) и регистрируются во ВНИИстандартизации Госстандарта России. По своему статусу они являются общест­венными организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о конкретных ТК, разработанными на основе типового положения о техническом комитете по стандартизации.

ТК по стандартизации имеют следующую типовую структуру:

председатель по стандартизации, заместитель председателя; ответственный секретарь, секретариат; подкомитеты (ПК), образуемые по группам закрепляемых за ними объектов стандарти­зации и (или) направлениям деятельности, секретариаты ПК;

временные и постоянные рабочие группы (РГ) в составе отдельных ПК, а также рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ПК в рамках данного ТК; временные и постоянные рабочие группы, образуемые из представителей ряда смежных ТК по стандартизации.

Основными функциями российских ТК по стандартизации являются:

- разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов государственных стандартов Российской Федерации, пересмотр, подготовка изменений, а также подготовка предложений по отмене стандартов;

- содействие применению международных, региональных стандартов в экономике страны и гармонизация государственных стандартов Российской Федерации с международными стандартами, а также с прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран;

- сотрудничество с ТК в смежных областях деятельности, в том числе с расположенными на территории других государств-участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., обеспечивая при этом комплексную стандартизацию;

- сотрудничество с предприятиями (организациями) – пользователя­ми стандартов, в том числе с обществами потребителей, испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями;

- разработка программ (планов) проведения работ по стандартизации;

- участие в работе технических комитетов международных, региональных организаций по стандартизации, что способствует принятию государственных стандартов Российской Федерации в качестве международных стандартов, а также участие в создании новых технических комитетов (подкомитетов) этих организаций и ведение их секретариатов в соответствии с действующими соглашениями между Госстандартом России и международными организациями;

- разработка проектов (участие в разработке) международных, региональных стандартов, подготовка предложений по закрепленной за ТК тематике для включения в программы (планы) работ технических органов международных организаций по стандартизации;

- подготовка предложений по позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных, а также межгосударственных стандартов;

- подготовка предложений по участию в заседаниях технических органов международных организаций по стандартизации, в том числе по составу делегаций;

- участие в проведении в России заседаний технических органов международных организаций по стандартизации.

По состоянию на 1 января 1998 г. на территории России функционировали 322 ТК по стандартизации, при этом многие из них одновременно обладали статусом межгосударственных технических комитетов (МТК) по стандартизации за счет включения в их состав уполномоченных ответственных представителей от соответствующих национальных органов по стандартизации стран-членов СНГ.

Подразделения (службы) стандартизации субъектов хозяйственной деятельности (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро, группа, специалист), создаваемые на предприятиях и в организациях, выполняют самостоятельные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектные, экспериментальные, испытательные и другие работы по стандартизации, участвуют в качестве соисполнителей по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведут нормоконтроль разрабатываемой технической документации (конструкторской, технологической и проектной). Они осуществляют свою работу в соответствии с положениями о конкретных службах, разрабатываемых с учетом рекомендаций о службах стандартизации (ГОСТ Р 1.10—95).

Важную роль в системе органов и служб стандартизации Российской Федерации играют четыре всероссийских научно-исследовательских института по стандартизации (ВНИИстандарт, ВНИИНМАШ, ВНИИЦСМВ, ВНИИКИ) Госстандарта России, а также центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России (их в стране 101).

ВНИИстандарт Госстандарта России является головным научно-исследовательским институтом по широкой проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации. Он осуществляет разработку общих организационно-правовых и научно-технических основ стандартизации для России и СНГ, формирует и организовывает выполнение заданий постоянно пролонгируемой федеральной инновационной программы "Стандартизация и метрология", ведет дела национальных российских секретариатов ИСО и МЭК, а также обеспечивает проведение экспертизы проектов государственных и межгосударственных стандартов перед их принятием по закрепленной за ним предметным областям.

ВНИИНМАШ Госстандарта России – это ведущий научно-исследовательский институт России по проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации в закрепленных за ним отраслях машино- и приборостроения.

ВНИИЦСМВ Госстандарта России является ведущим научно-исследовательским институтом России – центром по проблематике отечественной, межгосударственной и международной стандартизации материалов и веществ.

ВНИИКИ Госстандарта России – ведущий научно-исследовательский институт России по проблематике классификации и кодирования технико-экономической информации, а также по проблематике информационного обеспечения деятельности по стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия продукции, услуг и производственных процессов (производств) обязательным требованиям технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов.

ЦСМ Госстандарта России – это территориальные органы Госстандарта России и на закрепленных за ними территориях субъектов Российской Федерации, они реализуют все направления общей технической политики Госстандарта России (по линиям стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации, лицензирования), а также государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов.