Категории и виды стандартов

Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению стандартов, принятых на территории Российской Федерации, установлены в ГОСТ Р 1.5—92 и ГОСТ 1.5-93. Иерархия документов по стандартизации представлена на рис. 2.3. Как видно из рисунка 2.3., выделяют четыре уровня стандартизации. На каждом уровне действуют определенные компетентные организации и принимаются определенные категории стандартов. Решения вышестоящего уровня являются основополагающими для более низких уровней.

Государственный стандарт РФ стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России). Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или их группы), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы процессов или их элементов), имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение).

Технический регламент документ, который устанавливает характеристики продукции или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке или этикетированию продукции, а может быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно (в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле, принятым в рамках Всемирной торговой организации – ВТО).

В качестве технических регламентов в России рассматриваются: техническое законодательство Российской Федерации; указы Президента РФ и постановления Правительства, содержащие требования технического характера; стандарты, содержащие обязательные требования, а также технические нормы и правила специализированных государственных контрольно-надзорных органов (СНиП, САНПиН и др.).

Общероссийские классификаторы технико-экономической инфраструктуры систематизированные своды классификационных группировок определенных объектов классификации, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение (применение).

В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало более 30 ОКТЭИ, в том числе:

- Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД);

- Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

ОКТЭИ используются в качестве единых машинно-ориентированных языков общения субъектов хозяйственной деятельности и органов управления, в том числе для классификационного научно обоснованного описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации. Например, ОКП, ОКДП, ТНВЭД предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Стандарт отрасли стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции. Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющих преимущественно внутриотраслевое значение (применение).

Под отраслью в современных условиях хозяйствования в России понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют сходное целевое (или функциональное) назначение.

Стандарт предприятия стандарт, утвержденный самим предприятием. В России СТП утверждают по двум вариантам:

- на уровне предприятий, не входящих или входящих в какое-либо хозяйственное объединение (концерн, холдинг, научно-технический комплекс, НПО и др.);

- на уровне любых хозяйственных объединений (с любой системой собственности на средства производства).

Разрабатывается на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (в том числе на элементы организации и управления производством), имеющие применение в основном на самом предприятии.


Стандарт научно-технического, инженерного обществастандарт, принятый научно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением. Характерной особенностью этой категории стандартов является то, что для субъектов хозяйственной деятельности они являются полностью добровольными, не обязательными для применения, рекомендуемыми.

Правила по стандартизации нормативный документ по стандартизации, принятый Госстандартом России и содержащий, во-первых, типовые организационно-технические и (или) общетехнические правила, общие принципы, характеристики, нормы, соблюдение которых является обязательным при выполнении производственных процессов определенного вида в сфере стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а во-вторых, обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Правила по стандартизации никогда не разрабатываются на собственно продукцию и услуги, а только в следующих случаях:

- при необходимости детализации обязательных требований соответствующих основополагающих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов (ГОСТ Р);

- при отсутствии таких стандартов (для более оперативного урегулирования определенных организационно-технических и (или) общетехнических отношений);

- при нецелесообразности разработки и принятия в обоснованных случаях соответствующих организационно-технических и (или) общетехнических стандартов.

Разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Правила по стандартизации принимают Госстандарт России и Госстрой России. Если они прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Построение, изложение, оформление и содержание правил по стандартизации осуществляется по ГОСТ Р 1.5.

Рекомендации по стандартизации разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Рекомендации по стандартизации принимают Госстандарт России, Госстрой России, а также подчиненные им всероссийские научно-исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными.

Международный стандарт стандарт, принятый международной (мировой) организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (ISO) и МЭК (IEC), поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах – членах ИСО и МЭК, добровольный.

Международный (региональный) стандарт стандарт, принятый международной региональной организацией. Так, существуют европейские стандарты CEN, CENELEC и ETSI, которые принимаются межправительственными европейскими организациями: Европейским комитетом по стандартам (CEN), Европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). В соответствии с директивами ЕС статус указанных стандартов для их применения в странах – членах ЕЭС обязательный.

Разрабатываются (как и отечественные стандарты) на конкретную продукцию (или группы конкретной продукции), конкретные услуги (или группы конкретных услуг), конкретные производственные процессы или их элементы (или группы конкретных производственных процессов или их элементов), имеющих соответственно общемировое, региональное или преимущественно национальное значение (применение).

Межгосударственный стандартстандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992 г.). Межгосударственные стандарты являются в настоящее время международными стандартами регионального типа.

Национальный стандарт стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), Украины (ДСУ), Германии (DIN).

Гармонизированный стандарт национальный стандарт, требования которого технически идентичны, т.е. тождественны или выше (жестче), но не противоречат требованиям к конкретному объекту стандартизации, установленным в соответствующем международном стандарте (стандартах) или в (международном) региональном стандарте (стандартах), или в прогрессивном национальном стандарте (стандартах) зарубежной страны, с которым (которыми) гармонизируется данный национальный стандарт.

Гармонизация ГОСТ Р и ГОСТ, применяемых на территории Российской Федерации, с соответствующими международными стандартами (за принятие которых Россия проголосовала положительно) является центральным условием выполнения Россией Соглашения по техническим барьерам в торговле и одним из наиболее важных общих условий для вступления России во Всемирную торговую организацию.

Комплекс стандартов – это совокупность взаимосвязанных государственных и (или) международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и (или) общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

В России и странах – членах СНГ применяются, например, следующие комплексы государственных и межгосударственных стандартов: 1. ГСС РФ; 2. ЕСКД; 3. ЕСТД; 7. ГСИ; 9. ЕСЗКС; 12. ССБТ; 13. Репрография; 15. СРПП; 17. ССОП; 19. ЕСПО; 21. СПДС; 24. ЕКСАС; 27. ССНТ; 29. ССЭТО, ЕСДП и ОНВ и др. (рис. 2.4)

Комплексы государственных и межгосударственных стандартов организационно-технического и общетехнического характера (совместно с техническими регламентами, принимаемыми специализированными государственными контрольно-надзорными органами страны) являются основополагающими, системообразующими для всего федерального фонда стандартов и ОКТЭИ.