Правовые основы метрологической деятельности

Неуклонно возрастающая значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловили необходимость установления в законодательном порядке комплекса правовых и нормативных положений, соблюдение которых направлено на обеспечение единства и требуемой точности измерений.

Законодательные основы российской метрологии определены сегодня самыми высокими актами (Прил. 1-5), в числе которых:

Конституция РФ (ст. 71, р), которая устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические основы);

Закон РФ "О защите прав потребителей", который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав;

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирующий отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта и импорта средств измерений и направленный на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

Закон РФ "О стандартизации", устанавливающий правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяющий меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации;

Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", устанавливающий правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации;

Закон РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающий правовые основы лицензирования в Российской Федерации;

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирующий отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта и импорта средств измерений и направленный на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

– для предприятий теплоэнергетического профиля также Федеральный закон "Об энергосбережении", регулирующий отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов;

– Постановление Правительства РФ "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" от 12 февраля 1994 г. № 100;

– и ряд других документов.

Для реализации положений Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" разработаны подзаконные акты – нормативные документы по метрологии. Нормативные документы, существовавшие до его принятия и не противоречащие ему, допущены к применению.

Законодательные акты и нормативные документы составляют правовую основу Государственной системы обеспечения единства измерений, а масса нормативных документов – ее нормативную базу.

Закон РФ "Об обеспечении единства измерений", принятый апреле 1993 г., определяет:

– основные метрологические понятия (приведены определе­ния основным метрологическим терминам);

– компетенцию Госстандарта России в области обеспечения единства измерений;

– единицы величин, государственные эталоны, средства из­мерений и методики выполнения измерений;

– компетенцию и структуру Государственной метрологиче­ской службы и других государственных служб обеспечения единства измерений;

– метрологические службы государственных органов управ­ления Российской Федерации и юридических лиц (пред­приятий и организаций);

– сферы распространения государственного метрологиче­ского контроля и надзора;

– виды государственного метрологического контроля и над­зора;

– права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

– условия использования средств измерений в сферах рас­пространения государственного метрологического контро­ля и надзора (утверждение типа, поверка);

– требования к выполнению измерений по аттестованным методикам;

– основные положения калибровки и сертификации средств измерений;

– лицензирование деятельности предприятий и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

– ответственность за нарушение положений Закона;

– источники финансирования работ по обеспечению единства измерений.

Нормативные документы ГСИ устанавливают основные требования в области метрологического обеспечения. Первые метрологические стандарты были утверждены в 1966 г., а первые руководящие документы (РД 50 — ...) – в 1979 г. В 1973 г. в практику были введены документы рекомендательного характера – МИ, получившие широкое признание и распространение. После принятия Закона были разработаны нормативные документы в виде правил (ПР 50.2...), которые после регистрации в Министерстве юстиции имеют обязательный характер.

Основными объектами стандартизации (регламентации) в метрологии являются:

– общие правила и нормы по метрологии;

– государственные поверочные схемы;

– нормы точности измерений;

– методики выполнения измерений;

– методики поверки средств измерений.

Основополагающие нормативные документы регламентируют практически все метрологические аспекты и виды метрологической деятельности.

В группу основополагающих ГОСТ, правил и рекомендаций метрологических институтов входит около 150 документов ГСИ. Большая их часть регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ: поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, лицензирование предприятий по различным направлениям метрологической деятельности, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы. Это так называемые организационные документы.

Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения ряда метрологических работ: оценка погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценка метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерений, установле­ние значений параметров методик поверки и другие вопросы.

Еще одна часть основополагающих документов ГСИ уста­навливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей и др.

В группе документов на государственные поверочные схемы имеется около 180 ГОСТ и МИ. Они играют значительную роль в поверочной (калибровочной) деятельности метрологических служб. При организации поверки (калибровки) государственные поверочные схемы используются непосредственно или к ним "привязываются" локальные поверочные схемы.

Документы на нормы точности измерений содержат: погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров (ГОСТ 8.051, ГОСТ 8.549); нормы точности дозирования торговыми автоматами (ГОСТ 10309); нормы точности определения массы в резервуарах (ГОСТ 8.378); нормы точности взвешивания и дозирования (ГОСТ 13712); ряд других норм точности измерений.

Группа документов ГСИ на методики выполнения измерений, в которой около 190 ГОСТ, ПР и МИ, в ближайшее время, по мнению специалистов, будет развиваться, поскольку использование таких документов существенно облегчит применение аттестованных методик выполнения измерений, что требует Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" (ст. 9).

Наиболее многочисленной является группа документов ГСИ на методики поверки средств измерений. В ней около 1900 ГОСТ и МИ. В них регламентированы методы, средства и условия поверки, алгоритмы ее проведения и обработки результатов измерений, способы оформления результатов поверки. Положения документов на методики поверки являются обязательными.

В настоящее время разработано и применяется около 80 типовых программ испытаний для утверждения типа средств измерений. Эти документы могут потребоваться метрологическим службам при разработке и применении единичных экземпляров средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Процесс совершенствования нормативной базы в области установления единства измерений продолжается.

Положения Закона РФ "Об обеспечении единства измерений» и документов ГСИ носят общий характер и требуют конкретизации, что и происходит в документах министерств и ведомств (ОСТ) и предприятий (СТП).

Деятельность по метрологическому обеспечению предприятий и организаций подлежит надзору со стороны Госстандарта России. Государственный метрологический надзор за обеспечением единства измерений осуществляют должностные лица Госстандарта России – государственные инспектора. Государственный метрологический надзор осуществляется за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Ответственность за нарушение метрологических норм и правил установлена Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (ст. 25). К юридическим и физическим лицам, а также к государственным органам управления, виновным в нарушении метрологических правил и норм, применяются соответствующие положения действующего административного, гражданского или уголовного законодательства. В соответствии с законодательством о труде физические лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия.

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций в области метрологического обеспечения. С принятием в апреле 1993 г. Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" начался новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот Закон позволяет сохранить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой.

В Законе определены сферы деятельности, в которых соблюдение метрологических требований обязательно и на которые распространяется государственный метрологический надзор (ст. 13):

– здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

– торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;

– государственные учетные операции;

– обеспечение обороны государства;

– геодезические и гидрометеорологические работы;

– банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

– производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

– испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

– обязательная сертификация продукции и услуг;

– измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

– регистрация национальных и международных рекордов.

Закон РФ "О защите прав потребителей", принятый в 1992 г. является первым и основополагающим документом, знаменующим переход России к рыночной экономике. Все последующие Законы разработаны во исполнение этого Закона и в той или иной форме ссылаются на него. Закон РФ "О защите прав потребителей" охватывает в общем и целом все сферы деятельности, в то время как все прочие Законы подробно рассматривают каждый свою отдельную сферу. В этом Законе, в частности,

– впервые дано определение понятия стандарта: "стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)";

– заложены основы правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей;

– закреплено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

В Законе РФ "Об энергосбережении"

– дано определение понятий "энергосбережение – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии", "энергосберегающая политика государства – правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения";

– заложены основные принципы энергосберегающей политики государства, а именно

- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;

- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;

- включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;

- сертификация топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;

- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

- заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов;

– в главе II "Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения" сказано, в частности, что

- в государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности;

- при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения;

- весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету… Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

– финансирование федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств государственной финансовой поддержки федерального бюджета, средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

– льготы потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями, предоставляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Законы РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" будут рассмотрены в соответствующих главах данного учебного пособия.