Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МВК ЧС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЧС России | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовые и материальные резервы | Силы МЧС России: Войска ГО, ПСС, ГПС, МО. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерства, ведомства и организации РФ | Органы исполнительной власти субъектов РФ | Министерства, главные управления ГОЧС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комиссии по ЧС | Комиссии по ЧС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Силы и средства | Фин. и мат. резервы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управления (отделы) ГОЧС | Органы местного самоуправления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комиссии по ЧС | Управления (отделы) ГОЧС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Силы и средства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Силы и средства | Фин. и мат. резервы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фин. и мат. резервы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство объектов экономики | Отделы, сектора ГОЧС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комиссии по ЧС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Силы и средства | Фин. и мат. резервы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Координирующими органами РСЧС являются:
return false">ссылка скрыта- на федеральном уровне - межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории РФ организовано девять регионов: Северо-западный (Санкт-Петербург), Центральный (Москва), Северо-Кавказский (Ростов), Приволжский (Самара), Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский (Новосибирск), Восточно-Сибирский (Иркутск), Забайкальский (Чита), Дальневосточный (Хабаровск);
- на территориальном уровне, охватывающем территории субъекта РФ - КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
- на местном уровне - охватывающем территорию района, города (района в городе),
- КЧС органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые КЧС.
Для нас наибольший интерес представляют объектовые КЧС.
Основными задачами объектовых КЧС являются:
- руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, повышение надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;
- организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией работающего персонала объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
На федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
На региональном уровне - региональные центры по делам ГО и ЧС.
На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления.
На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГО и ЧС всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения (автотранспортом, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
Следует отметить, что в Москве в соответствии с постановлением правительства Москвы также создана Московская городская система предупреждения и ликвидации ЧС (МГС ЧС). Ее состав определяется окружной подсистемой, входящей в каждый административный округ города.
Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органом МЧС.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.
Функционирование РСЧСосуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей ЧС по трем режимам:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемии;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайных ситуаций - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;
- за обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно - технических
- программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление целевых видов страхования.
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановке на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- организация защиты населения;
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- организация ликвидации ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.