Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

                                                                                         
              ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                
                             
                             
                              МВК ЧС                                
                                                             
                                                                                         
                              МЧС России                                
                                                             
                                                                                         
Финансовые и материальные резервы                                   Силы МЧС России:   Войска ГО, ПСС, ГПС, МО.  
                                 
                                                                                       
                                                                                       
    Министерства, ведомства и организации РФ     Органы исполнительной власти субъектов РФ     Министерства, главные управления ГОЧС    
               
               
        Комиссии по ЧС               Комиссии по ЧС                                    
                                                         
                                                        Силы и средства     Фин. и мат. резервы
                                                           
      Управления (отделы) ГОЧС       Органы местного самоуправления                                    
                                               
                                    Комиссии по ЧС             Управления (отделы) ГОЧС      
                                                     
                                                                                       
Силы и средства                                                                            
                                            Силы и средства     Фин. и мат. резервы
                                                           
        Фин. и мат. резервы                                                                
                                                                       
                                Руководство объектов экономики             Отделы, сектора ГОЧС        
                                                   
                                    Комиссии по ЧС                                        
                                                                           
                                                        Силы и средства     Фин. и мат. резервы
                                                           
                                                                                       
                                                                                       
                                                                                           

Координирующими органами РСЧС являются:

return false">ссылка скрыта

- на федеральном уровне - межведомственная комиссия по пре­дупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в фе­деральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне, охватывающем территории несколь­ких субъектов РФ - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликви­дации последствий стихийных бедствий. На территории РФ органи­зовано девять регионов: Северо-западный (Санкт-Петербург), Цент­ральный (Москва), Северо-Кавказский (Ростов), Приволжский (Сама­ра), Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский (Новосибирск), Восточно-Сибирский (Иркутск), Забайкальский (Чита), Дальневос­точный (Хабаровск);

- на территориальном уровне, охватывающем территории субъ­екта РФ - КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне - охватывающем территорию района, горо­да (района в городе),

- КЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организа­ции или объекта, - объектовые КЧС.

Для нас наибольший интерес представляют объектовые КЧС.

Основными задачами объектовых КЧС являются:

- руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, повышение надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;

- организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией работающего персонала объектов;

- руководство созданием и использованием резервов финансо­вых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

На федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданском обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

На региональном уровне - региональные центры по делам ГО и ЧС.

На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъ­ектов РФ и при органах местного самоуправления.

На объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначен­ные лица) по делам ГО и ЧС.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- стационарные пункты управления (центры управления в кризис­ных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГО и ЧС всех уровней;

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения (автотранспор­том, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживают­ся в постоянной готовности к использованию.

Следует отметить, что в Москве в соответствии с постановле­нием правительства Москвы также создана Московская городская сис­тема предупреждения и ликвидации ЧС (МГС ЧС). Ее состав определяется окружной подсистемой, входящей в каждый административный округ города.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвы­чайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей систе­мой органом МЧС.

Порядок сбора информации в области защиты населения и терри­торий от ЧС и обмена этой информацией между органами государствен­ной власти, органами управления определяется Правительством РФ.

Функционирование РСЧСосуществляется в зависимости от обста­новки, масштаба прогнозируемой или возникающей ЧС по трем режимам:

- режим повседневной деятельности - при нормальной производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемии;

- режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериоло­гической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситу­аций;

- режим чрезвычайных ситуаций - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционирова­нии РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

- за обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

- планирование и выполнение целевых и научно - технических

- программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, организация обучения населения способам защиты и дей­ствиям при ЧС;

- создание и восполнение резервов финансовых и материаль­ных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление целевых видов страхования.

б) в режиме повышенной готовности:

- принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непо­средственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выяв­ления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возмож­ного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

- усиление дежурно-диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановке на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;

- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- организация защиты населения;

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

- организация ликвидации ЧС;

- определение границ зоны ЧС;

- организация работ по обеспечению устойчивого функциониро­вания отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружаю­щей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.