Метрология в странах Западной Европы

 

В странах западноевропейского региона метрологическая дея­тельность, в частности, вопросы обеспечения единства измере­ний регулируются статьями конституций и/или законодатель­ными актами:

в Великобритании - законом «О мерах и весах», принятым в последней редакции в 1985 г.;

в Германии— Конституцией (ст. 73) и двумя основными за­конами: «Об измерительном деле и поверке» и «О единицах измерений и измерительном деле». Оба документа приняты в 1985г.;

в США — Конституцией (разд. 8, ст. 1) и несколькими закона­ми, например, «О метрической системе» (1966 г.), «О фасовке и хранении товаров» (1966 г.) и др.;

во Франции — законом «О метрической системе и поверке средств измерений» (1985 г.).

Практически во всех странах научные и методические про­блемы, связанные с единством измерений, рассматриваются как государственная задача и решение их — предмет деятель­ности государственных метрологических институтов и лабора­торий. Например, в Великобритании основной научный метро­логический центр — Национальная физическая лаборатория.

Обеспечению единства измерений в странах Западной Ев­ропы, а также решению других метрологических проблем спо­собствует деятельность ЕВРОМЕТ. Наиболее весомый вклад в эту работу сделан Федеральным физико-техническим институ­том Германии.

Германия — активный участник всех европейских метро­логических организаций, и ее законодательная и прикладная метрологическая практика отражает достижения, принципы и тенденции развития метрологии в международном аспекте. Зако­нодательство в области мер и весов, определение времени — прерогатива федерального уровня. Правовые основы метроло­гии на федеральном уровне установлены в законах «О едини­цах измерений ...», «О поверке», «О медицинских приборах», а также в предписаниях: «О поверке», «О готовых упаковках», «О платежах за работу по утверждению типа и поверке», «О нарушениях в области метрологии (административных)». Орга­низация практического применения всех законодательных по­ложений возложена на поверочные управления в землях, при­чем Федеральный физико-технический институт не имеет пол­номочий вмешиваться в их деятельность. Основными задачами Института являются установление единиц измерений, разработка, хранение и применение государственных эталонов, испытания и утверждение типа средств измерений.

Земельному управлению мер и весов предоставлены полно­мочия по руководству и надзору за поверочными управления­ми; сертификации систем качества у изготовителей средств из­мерений; признанию лабораторий поверки и надзору за ними; признанию и надзору за службами технического обслуживания; планированию, разработке и контролю за новыми методами поверки средств измерений, включая эталоны, и др.

Поверочные управления осуществляют: поверку средств изме­рений; контроль измерительных приборов у их владельцев; контроль за соблюдением метрологических правил, выявление на­рушений и выдачу предписаний для метрологической полиции на штрафные санкции.

Государственный метрологический контроль и надзор в сфере законодательной метрологии проводится в превентивной и ре­прессивной формах.

Превентивный контроль — это испытания и поверка самих средств измерений.

Репрессивный контроль — проверка результатов измерений или надзор за аккредитованными государственными лаборато­риями.

Средства измерений, подлежащие поверке, утверждаются двумя способами:

· проведение испытаний и утверждение типа (таких средств измерений почти 90%);

· общее утверждение (для простых устройств и приборов не­сложной конструкции).

По уровню утверждения различается: национальное утвержде­ние; утверждение ЕЭС (на основе старых директив); утвержде­ние ЕС (на принципах глобальной концепции). При ЕЭС-утверждении первичная поверка в рамках Европейского Союза может проводиться по директивам или национальным докумен­там. При наличии директивы ЕС средства измерений проходят испытания и поверку в соответствии с едиными для всех стран — членов ЕС требованиями директивы. Выборка для поверки составляет 5% всего количества приборов, действующих на данное время, а срок поверки не превышает двух лет. Исклю­чением являются электросчетчики, периодичность поверки ко­торых — 16 лет.

Интересным опытом представляется контроль готовых упа­ковок. Цель этого контроля — защита прав потребителей, соз­дание одинаковых условий для конкуренции между различны­ми предприятиями — изготовителями упаковки, упорядочение и рационализация торговли. Требования к упаковкам содержат­ся в нескольких директивах ЕС, учитывающих непосредственно германский опыт, а также в рекомендации МОЗМ № 79 и № 87. Предприятие — изготовитель упаковки проводит выбо­рочный контроль на месте расфасовки методом неразрушаю­щего контроля. Результаты регистрируются на картах контроля, подобным применяемым для статистического контроля. Регистрируются данные: вид товара, масса тары, среднее значение параметров, время контроля и фамилия контролера. Государст­венной поверке подлежат только контрольные весы на фасо­вочном предприятии. Данные контроля на предприятии прове­ряются при надзоре за правильностью содержания готовых упаковок поверочным управлением. Оплачивает проверку изго­товитель упаковок. В достаточно редких случаях готовые упа­ковки проверяются на складе предприятия по действующим для таких ситуаций правилам. Федеральное Министерство экономи­ки публикует обобщенные данные проверок с указанием про­цента претензий (в среднем около 7%) и «фальшивых упако­вок". Последние представляют собой упаковки, создающие для покупателя иллюзию большого количества их содержимого, в то время как более 30% объема пустует. О масштабах такого контроля говорят цифры: в 85 поверочных управлениях во всех землях Германии 130 специалистов занимаются упаковками.

Отметим еще одну особенность германской метрологиче­ской практики — тенденции приватизации. Это выражается в передаче некоторых государственных функций частным органи­зациям из-за необходимости сокращения государственных расхо­дов на управление. Например, несмотря на то, что по законо­дательству различные бытовые счетчики (газа, воды, электро­энергии, тепла) могут использоваться только после поверки госу­дарственной лабораторией, создается сеть частных лабораторий по испытаниям таких счетчиков.

Лаборатория проходит аккредитацию государственным ор­ганом, при этом она должна выполнить ряд условий и требова­ний. Обычно такие лаборатории создаются при частных фирмах и содержатся за их счет. Но поскольку лаборатория должна быть независимой, ее начальник выведен из подчиненности руководству фирмы и подчиняется поверочному управлению. Поверочное управление осуществляет надзор за признанными государством лабораториями по двум направлениям: правовому и квалификационному. В Германии уже функционирует более 400 признанных государством частных поверочных лаборато­рий, которые стали частью законодательной метрологической инфраструктуры. Для потребителей средств измерений услуги приватизированных лабораторий обходятся дороже государст­венных в основном из-за уплаты ими налогов, а государствен­ные поверочные управления от налогов освобождены. Частные лаборатории финансируются за счет оплаты их услуг держате­лями счетчиков. Земельные поверочные управления содержатся за счет государственного бюджета.

В странах — членах ЕС принята специальная маркировка, указывающая на соответствие средства измерения требованиям директивы ЕС. Например, если на приборе обозначено СЄ 940104M, это означает следующее:

СЕ - знак соответствия требованиям директив ЕС;

94 — год проведения первичной поверки прибора;

0104 — шифр поверочной лаборатории;

М - зеленого цвета — обозначение средства измерения.

В Германии, как и в ЕС в целом, применяется достаточно широко оценка соответствия средств измерений с использова­нием модулей (см. гл. 21), которые выбираются самим изгото­вителем и указываются в заявлении-декларации.