Ибн-Туфайль

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198).Является завершающей фигурой арабской философии. Автор концепции двойственной истины. У богословия и философии – разные предметы исследования. Оказал сильнейшее влияние на европейскую схоластику.

В 12 в. на арабском Востоке реакционные богословы запрещают философию, объявляя все философские исследования ересью.

3.5. Еврейская философия Средневековья (8-12 вв.).

Основные направления: раввины, караимы и мистики. Наиболее влиятельным было мистическое учение Каббала,которое оказало сильное влияние на европейскую культуру эпохи Возрождения. Крупнейшим последователем учения Аристотеля был Маймонид (1135-1204).Идеи неоплатонизма развивал Соломон-бен-Гебироль (Авицеброн), (1021-1070). Маймонид выдвинул апофатическую (отрицательную) теорию понимания Бога. Богу не могут быть приписаны никакие положительные атрибуты, так как их все равно будет недостаточно, чтобы выразить содержание понятия Бог. «Мы можем сказать, чем он не является, но не можем сказать, что он есть». Осмысление бога через определение его позитивных качеств называется катафатической теорией.

3.6. Византийская философия Средневековья (4-15 вв.).

В 4-7 вв.философы развивают учение неоплатонизма и осуществляют синтез христианства и некоторых идей античной философии. Представители: Псевдо-Дионисий Ареопагит (ум. 532) , Максим Исповедник (580-662)

Исихазм ­– мистическое учение, целью которого является максимально возможное для человека достижение единства с Богом. Практикует аскетизм, многократное повторение молитв, регулировка дыхания. Напоминают йоговские техники. Термин «исихазм» происходит от греческого слова, означающего «покой», «безмолвие».

Система психотехники исихазм распространилась из Египта и Ближнего Востока. Классическое описание техники принадлежит монаху монастыря в Константинополе – Симеону (11 в).

Философское осмысление техника получила в трудах Григория Паламы (1296-1359).

Центральный тезис учения состоит в том, что аскет, выполняющий систему упражнений исихастов, может достичь состояния экстаза, когда он способен видеть излучение, исходящее от Бога – так называемый «Фаворский свет».Этот свет видели апостолы на горе Фавор.

Бог как сущность пребывает в себе и недоступен людям, но как божественная энергия принизывает мир и может восприниматься человеком.

Исихазм оказал влияние на русскую средневековую философию и на русскую философию ХХ века в работах П. Флоренского, С. Булгакова.

 

 

В целом средневековая философия была теоцентричной. («Тео» – «бог»). Фундаментальные вопросы средневековой философии: осмысление и доказательство бытия Бога; идея креационизма; идея противоречивой природы человека (тело-душа-дух); идея провиденциализма (идея божественного управления миром и историей); сотериология (учение о спасении),

Священные писания – Библия; Коран рассматриваются как основные источники знания и истины; формулируется и решается проблема отношения веры и разум; ведется длительный схоластический спор между представителями реализма и номинализма.

 

4.Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.)