В концептуализме (Пьер Абеляр) предпринималась попытка синтеза двух крайностей.

Первой разработанной схоластической системой раннего средневековья было учение Эриугены (810-877). В произведении«О разделении природы»предмет размышлений автора – Бог. «Бог в своих творениях становится из невидимого – видимым, из непознаваемого – познаваемым. Природа Бога обнаруживается как бытие (бытие вещей), мудрость (порядок вещей и расчленение их на роды), жизнь (их движение). Бытие есть Отец, мудрость – Сын, жизнь – Дух. В 1210 г. учение Эриугены было признано еретическим, а в 1225 г. сожжено в Париже.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109).Стоял на позициях реализма.Полагал, что все разумное должно быть доказано. Рассматривает доказательства бытия Бога: апостериорные – доказательства, идущие от следствия к причинам и априорные, дедуктивные доказательства.Формулирует онтологическое доказательство бытия бога. Так как Бог – наисовершеннейшее существо, он должен иметь такое свойство как существование, следовательно, Бог существует. Утверждал, что не для того следует понимать, чтобы верить, напротив, следует верить, чтобы понимать.

Росцелин (1050-1110).Выражал позицию крайнего номинализма. Три лица троицы – отдельные субстанции, а Бог вообще не более чем слово. Природа единичных вещей познается чувствами. Учение Росцелина осуждено Суассонским Собором в 1092 г.

Пьер Абеляр (1079-1142). Учился у Росцелина. Трагическая любовь Абеляра и Элоизы закончилась их уходом в монастырь в 1119 г. , описана в автобиографической книге «История моих бедствий». .Главное произведение «Да и нет».Пытался преодолеть крайности номинализма и реализма на позициях концептуализма – согласно которому реально существуют только единичные вещи, но общие понятия могут также реально существовать в уме Бога.

Тезис Ансельма Абеляр переворачивает: «Понимать, чтобы верить».Разум не является слугой богословия, у него могут быть свои цели и методы. Абеляр обнаружил противоречия в высказываниях отцов церкви в токовании Священного писания. Как же преодолеть противоречия, сомнение? Абеляр считал, что разум имеет право отклонять ошибочные мнения авторитетных представителей церкви посредством логических доказательств. Авторитет как основание истины уступает место разуму как ее основанию. Различал три вида разума: Божественный разум, диалектический разум человека, способный видеть и устранять противоречия, и обычный разум человека. Абеляр утверждал идею веротерпимости, полагая, что в каждом учении есть зерно истины. Сочинения Абеляра осуждались дважды: в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).

Бернар Клервоский (1090-1153).Мистик. Противник Абеляра. Считал, что постижения Бога средствами разума невозможно. Главное – любить бога, постигая его могущество в экстазе и интуиции. Смысл человеческой жизни в предельном смирении перед Богом и беззаветной любви, в аскетическом служении ему.

 

 

3.3. Высокая и поздняя схоластика (13-14 вв.).

Формируется в новых условиях. В 11-12 веках в Европе появляются университеты, где существуют 4 факультета – богословский, юридический, медицинский и артистический (философский). Развиваются города. Укрепляются институты церкви. Появляются два новых ордена для борьбы с ересями – францисканский и доминиканский. В ходе успешных крестовых походов на юге отвоевана у арабов Испания. В 13 в. создается Инквизиция. Происходит широкое распространение ересей, особенно альбигойской (учение катаров). Под влиянием знакомства с арабскими текстами растет интерес к трудам Аристотеля. Постепенно Аристотелизм завоевывает господствующие позиции.