Иоанн Златоуст (344-407).

3.2. Ранняя схоластика ( 9 – 12 вв.).

В период раннего средневековья после 529 г., когда император Юстиниан закрыл языческие философские школы, в том числе Академию Платона в Афинах, формируется новая система образования и учености. В школах при монастырях, в придворных школах все образование теперь находится в руках служителей церкви, формируется «схоластика».

У истоков этой системы находился Боэций (480-524).Его называли «отцом схоластики». Он создает систему обучения семи наукам: «тривиум», «трехпутье»– грамматика, риторика и диалектика (логика) и «квадриум», «четырехпутье» – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Боэций был римским консулом, из-за политических обстоятельств оказался в тюрьме, где написал книгу «Утешение философией».

Боэций перевел на латынь логические трактаты Аристотеля и сделал к ним очень ценные комментарии. По этим книгам школяры учились все средние века. Боэций сформулировал важнейшие для схоластиков проблемы: необходимость рационального доказательства бытия Бога, свобода воли и совместимость ее с провидением, оправдание существования в мире зла, устройство мира, его происхождение.

Система Боэция была усовершенствована Алкуином Йоркским (730-804). Он предложил трехступенчатое обучение: первая ступень – чтение, письмо, общие представления о Библии, пение. Вторая ступень – тривиум и квадриум. Третья ступень – углубленное изучение Священного писания.

В схоластике сложилось учение о двух видах добродетелей: первые (богословские) добродетели – вера, надежда, любовь. Вторые – философские: воздержанность, мужество, мудрость, справедливость.

С Боэция начинается спор номинализма и реализма о природе универсалий – общих понятийв средневековой философии. Боэций писал: «Существуют ли роды и виды (такие, как собака и животное) в действительности или же они реальны только в понятиях и, если они представляют собой действительно существующие реальности, существуют ли они отдельно от материальных вещей или только в последних?»

Реалисты считали, что общие понятия существуют до вещей, отдельно от них, например, «дом вообще» существует.

Номиналисты, от лат. слова «nomen» –«имя», утверждали, что общее – это только имя вещи и существует в сознании человека. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.