Стоицизм
Зенон из Китиона (333-262).Основатель стоицизма. Излагал свое учение в «Пестром портике» в Афинах. Портик – стоя. Зенон разделил философию на логику, физику и этику. Возрождает идеи Гераклита. Утверждает тождество бога и мира. Пантеизм. Учит о живом космосе, пронизанном Логосом и Огнем, божественным дыханием. Утверждал, что жить следует в согласии с природой, принимая необходимость, которая правит миром. Задача человека – господство над страстями (печалью, страхом, вожделениием и удовольствием). «Высшее счастье – не нуждаться в счастье».
Скептицизм
Пиррон (360-270).Ничего не писал. Говорил о трех важных вопросах:
1) из чего состоят вещи?
2) как мы должны к ним относиться?
3)какую выгоду мы получим от такого отношения?
На первый вопрос мы не можем однозначно ответить. 2. Мы должны воздерживаться от суждений. 3. Выгода – безмятежность, счастье, которые нас ожидают.
Кинизм. Вырождается в цинизм.
4. Поздний эллинизм (1-3 вв.)
Римский стоицизм
Сенека (4 г. до н.э. – 65 н.э.)В жизни ничего нельзя изменить, ни обстоятельства, ни события, но отношение человека к ситуации в его власти. «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным». Главное – мужественно переносить удары судьбы. Идеал – невозмутимость духа. Апатия.
Эпиктет (50-135).«Терпи и воздерживайся» – было его девизом. Разумение, смирение и мужество. Зло необходимо, чтобы можно было упражняться в терпении и добродетели.
Марк Аврелий (121-180).Книга «Наедине с собой». В человеке есть плоть, душа и интеллект. Во власти человека – его мысли. Нравственность дает опору и силу духу. Главное – покорность судьбе и воля жить в согласии с природой. В целом, в стоицизме мотив судьбы, неумолимого рока звучит очень мощно, особенно в конце периода.
Скептицизм
Секст Эмпирик (200-250).Развивал идеи Пиррона.