Сократические школы

Киренаики

Аристипп (435-360) г., Феодор.

Главный вопрос – сущность человека и его счастье. Проповедовали гедонизм, утверждая, что высшая ценность в жизни – наслаждение. Аристипп учился у Сократа и Протагора.

Идеи гедонистической этики развивал позже Эпикур.

Киники (от греч. «кинос» - «собака»).

Антисфен (445-360) Счастье человека не зависит от окружающего мира, так как оно в добродетели. Добродетель внутри человека и определяет его поступки.

Человек должен презирать удовольствия, чтобы не быть их рабом. Антисфен прославляет честную бедность и трудолюбие.

Диоген (412-323)

О Диогене сложено множество легенд. «Жить, никого не боясь и ничего не стыдясь» – его девиз. Главное в человеке – внутренняя свобода и самодостаточность. Существует легенда о встрече Диогена и Александра Македонского. На предложение царя: «Проси, Диоген, все, что пожелаешь». Диоген ответил: «Отойди, ты загораживаешь солнце».

Киники считали, что мораль, брак, государство ограничивают свободу и ими можно пренебречь. Посох, котомка и грубый плащ – стали символами кинизма.

Кратет из Фив (ок. 325 г. до н.э.).

Кратет известен тем, что роздал свое богатство жителям родного города, а сам стал киником. Прекрасная Гиппархия полюбила Кратета и ушла из семьи, став его верной спутницей.

Постепенно кинизм вырождается в цинизм – полное пренебрежение культурой. Одиночество, агрессивность, паразитизм, отсутствие патриотизма, пренебрежение моралью, радикализм во мнении стали его чертами.

Мегарики

Эвклид из Мегар, Евбулид

Они учили, что реально только общее. Евбулиду принадлежат известные софизмы – «Рогатый», «Лжец». « То, что ты не терял, ты имеешь. Ты рогов не терял, следовательно, они у тебя есть» «Если кто-то говорит, что он лжет, то лжет он или говорит правду?».

3. Ранний эллинизм (3-1 вв. до н.э.) Интерес к человеку.

Эпикурейцы

Эпикур (341-270) из Афин.Основал школу «Сад Эпикура». «Бесполезна философия, если она не излечивает человеческие страдания». Развивают идеи гедонизма. Девиз Эпикура «Проживи незаметно», он утверждает идеал душевного равновесия. Счастье – в отсутствии боли и страданий. Цель «атараксия» – безмятежность души.

Эпикур делит удовольствия на естественные и пустые. Некоторые естественные удовольствия не являются необходимыми. Удовольствия души выше, чем удовольствия тела.

Эпикурразвивает идеи атомистов, считая, что атомы могут спонтанно отклоняться от прямой линии. Так, в мире существует не только необходимость, но и случайность.

 

Лукреций Кар (99-55).Эпикуреец, атомист.