Системы и циклы занятий

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах рекреационной деятельности, причем структура деятельности человека в свободное время не менее сложна, чем в рабочее. Выделяются две основные функции свободного времени:

- функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными повседневными занятиями;

- функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физического развития.

Восстановительные функции(психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров.

Функция развития(духовно-интеллектуальные) включают: оздоровление, познание, общение.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями. Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности, выделяются собственно рекреационные занятия (купание, пешеходные прогулки, осмотр памятников и музеев и т.д.) и повседневные физиологически необходимые потребности (сон, питание). В свою очередь, в собственно рекреационных занятиях выделяются две группы,объединяющиеся в четыре основных типа занятий:

1. Группа восстановления:а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития:а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения, грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных занятий более разнообразен - прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых и т.д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины.

Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными достопримечательностями.

Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени называется циклом рекреационной деятельности.

Одним из условий существования живых систем является ритмичность биологических процессов. Околосуточные (циркадные) ритмы являются основным биологическим ритмом живых организмов и составляют основу их жизнедеятельности.

Суточный циклрекреационной деятельности - это определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительногоотрезка времени. Выделяют циклы отпуска, жизненный цикл, цикл определенной возрастной градации (детство, юность).

Отпускной циклскладывается из суточных циклов, но не представляет собой повторения одинаковых суточных циклов (санаторно-курортное лечение, например, подразделяется на неравные периоды: адаптационный, лечебный, экскурсионный). Жесткие суточные циклы, называемые режимом дня,имеют санаторно-курортное лечение, квалификационный туризм, менее жесткие - самоорганизованные формы отдыха.

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов. Циклы рекреационной деятельности можно различать и по их общественной функции и технологии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственно связаны со свойствами рекреационных территорий. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов как природных, так и культурно-исторических. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории.

В настоящее время отмечаются две тенденции в эволюции рекреационной деятельности,отражающие изменения в структуре рекреационных потребностей. Первая тенденция проявляется в возрастании относительного значения рекреационных оздоровительных, спортивных и познавательных занятий. Вторая - в относительном снижении лечебных при абсолютном росте всех видов занятий. Особенно заметна тенденция роста популярности видов рекреации, связанных с использованием естественных (не преобразованных или слабо преобразованных) ландшафтов. Еще одна тенденция связана с возникновением новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.