Практическое задание
Подобрать материалы на тему: «журналистика – четвертая власть». По материалам номера определить, к какому социальному типу относится то или иное СМИ в соответствии с проводимой информационной политикой и показать это на примерах.
Тема 6. Журналистика в информационном пространстве
Темы для обсуждения, контрольные вопросы
1. Проблема «информационного пространства» и его составляющих («информационных полей» разных СМИ и «информационной среды» конкретного слоя аудитории). Условия и факторы формирования единого информационного пространства региона, страны, мира. Оптимальная организация информационного пространства: возможности обеспечения информированности. В чем причины наличия на «информационном рынке» огромного множества СМИ?
2. Специфика коммуникационных возможностей разных каналов СМИ. «Достоинства» и «недостатки» различных каналов СМИ (прессы, радиовещания и телевидения, Интернета). Общее, особенное и единичное у них при передаче массовой информации. Необходимость учета в творческой деятельности. СМИ и глобальная информационная сеть. Каковы перспективы развития каналов СМИ, связанные с техническим прогрессом?
3. Инфраструктура СМИ как совокупность обеспечивающих нормальное функционирование СМИ систем. Информационная инфраструктура (агентства, пресс-службы и др.) и ее динамическое развитие. Роль и характер деятельности других инфраструктур (технических, управленческих, учебно-научных и т.д.). Что в номере газеты является продуктом функционирования инфраструктур?
4. Структура системы СМИ. Формирование типологического облика СМИ на пересечении разных типообразующих факторов: социальных, исторических, творческих. Область жизни – социальная позиция – особенности аудитории – регион распространения – периодичность – творческое лицо. «Информационная ниша» издания или программы. Оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ.
5. Взаимодействие СМИ и его перспективы на современном информационном рынке. Макровзаимодействие между СМИ как поиск своей информационной «ниши» в информационном пространстве (макросистеме) и его типы. Формы «дружеского» и «враждебного» взаимодействия. Диалогическое взаимодействие и соответствие объективной логике общественного развития. Микровзаимодействие как система отношений со СМИ, выбранными одной аудиторией (микросистеме) и его формы. Как Вы оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ?Как оценить ситуацию, когда конкретное СМИ «игнорирует» наличие других СМИ в микросистеме?