Периодизация морального развития по Кольбергу.
Три периода:
преконвенционный (стадии гетерономной морали: последствие, избегание наказания - тюрьма; инструментального индивидуализма/равноценного обмена: ты – мне, я – тебе; должен был украсть лекарство, потому как если бы у него был рак, то он бы хотел, чтобы кто-то украл и для него),
конвенционный (взаимных ожиданий и взаимоотношений/межличностной конформности: цену назначить нельзя, не делай другому того, чего бы не пожелал себе; ориентации на соц закон и порядок: его долг спасти жену, но против закона идти нельзя, надо вернуть деньги),
постконвенционный (соц контракта – на основе учета прав личности: есть случаи, когда можно нарушать закон. Каждый сам оценивает результаты своих поступков; универсальных этических принципов: жизнь человека высшая ценность, кража оправдана). Пример – дилемма Хайнца.
Периодизация формирования личности в детском возрасте Л. И. Божович
По мнению Л. И. Божович, общее направление развития личности заключается в том, что ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влиянием, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений. В ее исследованиях было показано, что развитие ребенка как личности определяется последовательным формированием личностных новообразований [1].
Этапы детства, выделенные Л. И. Божович:
1. Младенчество (от рождения до года). Уже с первых дней рождения ребенок является существом, обладающим, хотя и диффузной, но индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях) и социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке.
В сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности, которые приобретают побудительную силу. Попадая в поле восприятия ребенка, предметы актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями.
Центральным, т. е. личностным, новообразованием первого года жизни является возникновение аффективно-заряженных (мотивирующих) представлений, которые и побуждают поведение ребенка вопреки воздействиям внешней среды. Их наличие освобождает ребенка от скованности данной конкретной ситуацией и превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает.
2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Дети раннего возраста сами продвигаются в пространстве, могут сами действовать, удовлетворять многие свои потребности, становятся способными к первичным формам речевого общения, т. е. могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми. В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.
Постепенно происходит переход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себя как субъекта, т. е. к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я». В «систему-Я» входят и рациональные, и аффективные компоненты, и прежде всего, отношение к самому себе. После возникновения «системы-Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самыми значительными из них являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошими».
3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет). В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредственно спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. У дошкольников появляются нравственные мотивы поведения и относительно устойчивое, внеситуативное их соподчинение. Во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие мотивы. У детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность, т. е. появляется осознание своего социального «Я».
Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Возникновение такого новообразования становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка.
4. Младшее школьное детство (От 7 до 12 лет). Основные психологические новообразования этого периода формируются в процессе ведущей учебной деятельности младшего школьника: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной», школьной жизни.
5. Кризис подросткового возраста (первая фаза – от 12 до 14-15 лет, вторая фаза – от 14-15 до 17-18 лет). Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего [5].
Рассмотренные Л. И. Божович возрастные периоды совпадают с периодами кризисов 1-го и 3-го года жизни, с кризисом 7-ми лет и подросткового возраста, выделенные Л. С. Выготским.
Название периода | Центральные новообразования | Хронологические границы |
Младенчество | Аффективно-заряженные представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия | От рождения до 1 года |
Раннее детство | Система Я. Первичная самооценка. Стремление соответствовать требованиям взрослых | От 1 года до 3 лет |
Дошкольное детство | Новые мотивы поведения. Соподчинение, иерархия мотивов. Первичные этические инстанции. Произвольность поведения. | От 3 до 7 лет |
Младшее школьное | Осознание социального «я». Внутренняя позиция. Чувство ответственности. Теоретические формы мышления. Познавательные интерес. | От 7 до 12 лет |
Кризис подросткового возраста: первая фаза | Рефлексия. Личностные интересы. Воля. | От 12 до 14-15 лет |
Кризис подросткового возраста: вторая фаза | Самоопределение. Жизненная перспектива. | От 14-15 до 17-18 лет |
Результаты исследований Л. И. Божович об особенностях формирования личности используются в педагогической и психологической практике. Формирование личности должно происходить в гуманистическом русле, даже коллективизм в понимании Л. И. Божович выступал как альтруизм, проявление доброты, сочувствия, сопереживания. Выделенные новообразования создают ориентиры в развитии на каждом возрастном этапе.
Социально-психологическое развитие личности в онтогенезе (В. А. Петровский)
А. В. Петровский указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой [6].
Модель развития личности представляет многоступенчатую схему периодизации, в которой выделяются эры, эпохи, периоды и фазы формирования личности. Характеристика периодов:
1. Ранний детский (преддошкольный) возраст (от 0 до 3 лет). В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье.
Фазы развития в преддошкольном возрасте фиксируют следующие результаты: первая – адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социуму, при первоначальном неумении выделить свое «я» из окружающих явлений; вторая – индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки», демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья – интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослы.
2. Детсадовское детство (от 3 до 7 лет). Характерно включение ребенка в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с родителями наиболее референтным лицом. Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию – усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; индивидуализацию – стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах – и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательниц; интеграцию – гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость.
3. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Фактором развития личности младшего школьника выступает отношение взрослых к его учебной деятельности, к его успеваемости, дисциплине и прилежанию. Максимальное значение учебная деятельность как личностно-образующий фактор приобретает в старшем школьном возрасте, которому присуще сознательное отношение к учебе, формирование в условиях воспитывающего обучения диалектико-материалистического мировоззрения (на уроках литературы, истории, биологии и т. д.). Третья фаза периода младшего школьного возраста означает интеграцию школьника в системе «ученики – учительница», «ученики – родители».
4. Средний школьный возраст (от 11 до 15 лет). Специфическая особенность подросткового периода, по сравнению с предыдущими, в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях и обстоятельствах при наличии существенной перестройки организма, в условиях бурно протекающего полового созревания.
5. Старший школьный возраст (от 15 до 17 лет). Процесс развития личности в коллективах – специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в трудовом коллективе обеспечивает становление зрелой личности человека и является условием формирования самого коллектива. Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом, означает, что характеристики коллектива выступают как характеристики личности (групповое как личностное, личностное как групповое).
Данная периодизация позволяет определить пути просоциального и асоциального развития ребенка определенного возраста в зависимости от особенностей его адаптации к референтной группе. В социально-психологической концепции личности представлена реализация идей Л. С. Выготского о социальной ситуации развития.
Для педагогики школы теоретическое и практическое значение имеет периодизация жизни и развития человека школьного возраста Заслуживает внимания периодизация школьного возраста, предложенная академиком Б.Т. Лихачовым:
1 От рождения до одного года - раннее младенчество. Это период начального приспособления, начальной адаптации
2 От 1 до 3 лет - собственного младенец. Один из самых плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становление физических функций, психических свойств и процессов
3 От 3 до 6 лет - раннее детство - период перехода к детству, интенсивного накопления социально значимого опыта в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру Все три периода - от д рождения до 6 лет - называют еще пред-дошкольным или дошкольным Систематическое обучение в детском саду и школе для многих детей начинается с 6 лет Оно осуществляется с учетом того, что психофизиологическая, морально-волевая готовность детей - к систематической учебной работы, интеллектуальной, физической, эмоциональной напряженности наступает до 7.
4 От 6 до 8 лет – детство. В этот период завершается начальное созревания физиологических и психологических структур головного мозга, осуществляется дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, с обеспечивают готовность к полноценной систематической учебной работой.
5 От 8 до 11 лет - пред-подростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочества Вместе с периодом детства этот период имеет еще и название младший школьный возраст
6 От 11 до 14 лет - отрочество подростковый возраст - новый качественный этап в становлении человека Наиболее характерными чертами его являются: с точки зрения физиологии - половое созревание, психологии - личностная самосознание, сознательное проявление индивидуальности.
7 От 14 до 18 лет - юношеский возраст - период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности Девушки и юноши - старшие школьники - получают определенную подготовку в области психологии и этики семейной жизни
И. П. Подласый предложил такую периодизацию
Психологическая периодизация:
1 Пренатальный период
2 Период рождения (до 6 недель жизни ребенка)
3 Грудной период (до 1 года)
4 Переключатель период (1-3 лет)
5 Дошкольный возраст (3-6 лет)
6 Школьный возраст (6-11 лет (11 - 15 лет)
8 Юношеский возраст (15-20 лет).
Педагогическая периодизация:
1 Младенец (1-й год жизни)
2 Пред-дошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
3 Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
а) младший дошкольный возраст (3 - 4 лет),
б) средний возраст (5-6 лет)
4 Младший школьный возраст (6-10 лет)
5 Средний школьный возраст (10 - 15 лет)
6 Старший школьный возраст (15 - 18 лет).
Основой педагогической периодизации служат стадии физического и психологического развития, с одной стороны, и условия, в которых осуществляется воспитание, - с другой
Стадии когнитивного развития по Пиаже
Стадия | Возраст | Характерное поведение |
Сенсомоторная | От рождения до 1,5-2 лет | Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. |
Дооперациональная | От 2 до 7 лет | Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий. |
Конкретных операций | От 7 до 11-12 лет | Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения. |
Формальных операций | С 12 лет или чуть позже | Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически. |
Периоды развития, выделенные на основе психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда
Возрастной период | Стадия сексуального развития | Характеристика |
0–1 год | Оральная | Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство, словесная агрессивность и т.п., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения |
1–2 года | Анальная | Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктерами, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребенка и в то же время выражающих свое отвращение к его экскрементам, или слишком суровым воспитанием. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «все сберечь для себя»), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать все грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, что ожидают другие) |
2–5 лет | Фаллическая | Ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. На этой стадии развивается эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций |
5–11 лет | Латентный период | Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом, – на первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу |
11 лет – половая зрелость | Генитальная | Подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола |
Теория иненциональности Шарлотты Бюлер
Шарлотта Бюлер (1893–1974) разработала теорию развития человека, акцентировав тот факт, что в основе человеческой природы лежит «намерение» (интенция). Эта интенциальность проявляется в совершаемых на протяжении всей жизни выборах для достижения целей, которые сам человек может и не осознавать. По мнению Бюлер, зачастую лишь один раз в жизни, в самом ее конце, человек способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились.
Шарлотта Бюлер рассматривает в связи с формированием и достижением целей пять главных фаз жизненного цикла, т.е. периодизацию развития (табл. 3.3).
Периодизация развития личности по теории интенциональности Шарлоты Бюллер
Фазы и их продолжительность | Содержание изменений |
Фаза I 0–15 лет | Отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей |
Фаза II 15–20 лет | Фаза соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей |
Фаза III 20–40 (45) лет | Соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей |
Фаза IV 45–65 лет | Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье |
Фаза V с 65 (70) лет | Преклонный возраст. В этом возрасте многие люди перестают преследовать цели, которые они перед собой поставили в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были |
Задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» В СОДЕРЖАНИИ ФГОС ДО
Основная цель – развитие познавательных интересов и познавательных способностей
детей
Задачи познавательного развития:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.