Качественные особенности речевой деятельности.

Культура речи - это прежде всего следование нормам литературной речи (лексическим, синтаксическим, орфоэпическим, то есть связанным с правильным произношением).

Потенциально речь - наиболее активное средство межличностного воздействия. Однако, для реализации этого воздействия она должна обладать определенными свойствами. Наиболее важными качественнымихарактеристиками речи являются:

Доступность - точный отбор языковых средств для адекватного выражения мыслей с учетом возможностей восприятия слушателей. Чрезмерная сложность и наукообразность речи может вызвать уважение только у слушателя, который не стремится понять сказанное. Признаком мастерства речевого взаимодействия является умение о сложных вещах говорить живо и просто. Только углубленное знание предмета дает возможность "перевести" содержание наобщедоступный язык.

• Произвольность - высокий уровень речевой активности и способности к самоуправлению, отсутствие речевых штампов, готовность поддержать или организовать разговор на любую тему. Педагог, обладающий соответствующим качеством, готов позволить себе любые отступления от запланированного хода занятия, будучи уверен в том, что всегда сможет своевременно восстановить первоначальную логику, вернуть слушателей в русло исходного обсуждения.

• Вариативность - способность об одном и том же говорить по-разному, используя различные языковые средства, приемы композиции словесного материала, стилевые особенности.

• Выразительность - умение вызвать в сознании слушателей наглядные образы с помощью примеров, метафор, аллегорий, сравнений.

• Эмоциональность - способность воздействовать на эмоции и чувства слушателей.

• Логичность - последовательность развертывания аргументации, удержание на основной идее.

• Литературность - точность употребления слов, правильность ударений, окончаний.

• Уместность - соответствие содержательных и стилистических особенностей речевого высказывания ситуации взаимодействия.

Большую роль в качественном оформлении речевой деятельности играют и так называемые вспомогательные (паралипгвистпческие) средства: темп речи, акцентирование определенных частей высказывания тем пли иным способом, эмоциональная окраска сообщения, тембр и сила голоса, дикция, мимика и пантомимика.

Регулируя темп речи, можно сделать ее не только более или менее понятной, но и выразительной. Замедление при одновременном снижении силы голоса сразу привлекает внимание аудитории.

Особенно важно регулировать темп и силу голоса в разговоре с маленькими детьми. Ведь возможности ребенка в восприятии звучащей речи ограничены. Если взрослый говорит быстро, дети не улавливают смысла сообщаемого. Громкая речь может просто их напугать. Если же ребенок привыкает, что с ним говорят только на громких тонах, то в дальнейшем он будет реагировать на речь взрослого только тогда,когда тот все более повышает голос, переходит на крик.

Эмоциональная окраска высказывания обычно дополняет содержание сообщения информацией о том, как говорящий сам относится к сказанному. Нередко именно интонация оказывается решающей в расшифровке полученною речевого сообщения. Даже маленький ребенок ориентируется большена интонацию, чем на слова.

Однако избыточная интонация (своеобразный эмоциональный разгул) может вызывать у слушателей ощущение неловкости. Поэтому для педагогов рекомендуют такое правило: в устной речи лучше обращаться к фактам, вызывающим эмоции, чем демонстрировать соответствующие эмоции.

То же самое касается мимики, пантомимики и в целом - выразительных жестов. В умеренном количестве они дополняют сообщение, несут значимую информацию о самом говорящем. Активные, изящные жесты, живая мимика повышают общую выразительность говорящего, привлекают внимание к сообщаемой им информации. Их избыточность вызывает у аудитории смех, раздражение, а затем отрицательные эмоции.

Трудности управления паралипгвистическим компонентом речевой деятельности в том, что обычно они малокоптролируемы. Необходимо работать над собой, использовать дополнительные технические средства, чтобы выявить и сделать объектом самоуправления те компоненты речевой деятельности, которые вступают в противоречие с сообщаемым или ослабляют силу речевого воздействия

Основные виды логопедической помощи детям.Для детей с тяжелыми нарушениями речи существуют школы и школы-интернаты, куда принимаются дети 7-12 лет с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Школы для дегей с тяжелыми нарушениями речи имеют два отделения. В первое отделение принимаются дети с обшнм недоразвитием речи тяжелой степени. В первую очередь зачисляются дети с алалиеи, афазией, дизартрией, ринолалией, а также имеющие общее недоразвитие речи в более легкой форме, но сопровождающееся заиканием. При зачислении в первое отделение учитывается уровень речевого развития, выявляемый в результате индивидуальной проверки произношения, словарного запаса, владения самостоятельной развернутой (описательно-повествовательной) речью; у ранее обучавшихся детей также выявляется степень владения навыками чтения и письма.

 

 

Схема 57

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

 

 

Во второе отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии других компонентов речи. С каждым годом в нашей стране увеличивается сеть дошкольных учреждении для детей с речевыми нарушениями.

Это детские сады и ясли-сады с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием детей. Разрешается' акже (при наличии достаточного контингента) открывать дошкольные группы для детей с нарушениями речи при детских садах, яслях-садах, дошкольных детских домах общего типа, в школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время увеличивается сеть логопедических пунктов при массовых общеобразовательных школах, что позволит на ранней стадии выявлять и исправлять легкие степени различной речевой патологии и охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей.