Язык и речь.
Проблема взаимоотношений между языком и речью окончательно еще не разрешена.
Речевая деятельность человека представляет собой процесс кодирования и декодирования информации в той или иной языковой форме.
Таким образом, язык - система знаков, символов и правил оперирования с ними, в которой закрепляется обобщенный и опосредованный опыт отражения реального мира.
Речь, как фактор индивидуальной жизни человека, без усвоения определенного языка просто невозможна.
Общим звеном и для языка, и для речи является значение слова, то есть исторически закрепленное, на данном отрезке относительно неменяющееся содержание соответствующего понятия. Благодаря овладению значениями языковых средств люди получают возможность понимать друг друга.
Кодировать и передавать речевое сообщение человек может различными способами: обычной звуковой речью, письменной речью, рукой, жестовой речью, речью прикосновений (как у слепоглухих). В этом случае речь - это особая деятельность по выявлению, осмыслению и передаче фактов, смыслов, значений, а код, дающий возможность реализовать эту деятельность, является языком.
Нельзя не отметить и такой ее аспект, как особенности перевода с одного языка на другой отдельных речевых выражений. Ведь, если логические категории являются общечеловеческими, то их выражение через соответствующие грамматические построения специфично для каждого отдельного языка. Задача переводчика при переводе, сохранив содержание текста, основные смыслы и значения, - найти наиболее удачную форму их передачи в новом языке. А для этого необходимо в каждой фразе исходного текста произвести сложный анализ: а) внешней грамматической конструкции первого языка; б) передаваемых ею значении; в) выявления глубинного смысла. Затем формулируется: а) инвариант смысла на новом языке; б) подбираются понятия, наиболее точно по значению передающие исходный смысл; в) конструируются фразы, не только сохраняющие общий смысл, но и передающие стиль текста, авторскую манеру.
5, Развитие речи в онтогенезе.
Для того чтобы ребенок овладевал определенным языком, мог реализовывать речевую деятельность, ему необходимо социальное окружение. Оно задает образцы речевой деятельности, обеспечивает необходимым знаковым материалом (языковыми средствами). Однако, не менее важен и иной аспект - именно общение с людьми побуждает ребенка самому выражать в словесной форме свои нужды, потребности, желания.
Процесс овладения ребенком отдельными понятиями, как структурными элементами языка, включает три основные стадии:
1. Обозначение одним словом значительного количества отдельных предметов (подведение под одно понятие неоформленного, неупорядоченного множества объектов). Формируется так называемое понятие - синкрет, точный смысл которого для пользователя еще не ясен. Объединяющиеся данным словом объекты выбираются наугад или на основе их пространственного расположения.
2. Образование понятий-комплексов, в основе которых уже лежат некоторые объективные признаки. Различают несколько видов подобных комплексов: а) ассоциативный, когда любая внешне замеченная связь становится основанием для отнесения объекта к какому-то классу (понятию); б) коллекционный, при котором на основе частного функционального признака идет взаимное дополнение и объединение отдельных объектов; в) цепной, когда один признак сменяется другим, и в результате одни объекты подводятся под данное понятие по одним признакам, а другие - по совершенно иным; г) псевдопонятие, когда в понятие вкладывается совершенно иной смысл.
3. Образование настоящих понятий. Этот процесс связан с действиями выделения, абстрагирования сходных сущностных признаков объектов с последующей интеграцией их в целостные смысловые образования - понятия, но уже вне связи с теми конкретными объектами, на которых эти свойства первично были зафиксированы. Здесь также выделяют относительно самостоятельные этапы: а) потенциальных понятий, когда ребенок открывает для себя возможность различать группу предметов по одному общему признаку; б) истинных понятий, когда все процедуры формирования общих смыслов (абстрагирования, комплектования состава необходимых и достаточных признаков, синтеза и окончательного определения понятия) осуществляются в свернутом виде и без особых затруднений.
Синкретические понятия и понятия-комплексы наиболее типичны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Если ребенок не включен в целенаправленное обучение, в том числе на теоретическом уровне, он может и не перейти на стадию настоящих понятии. Фактически это будет означать, что человек не овладевает способностью использовать язык, речь в качестве действенного средства организации своей жизнедеятельности. Смысл употребляемых им слов будет столь размытым, неотдифференцированным, неопределенным, что лишится конкретной информации.
Закономерности, согласно которым организуется и воспринимается каждое речевое сообщение, касаются трех основных сторон речи: фонологии (знания звуков языка), синтаксиса (понимания взаимосвязи и комбинаций между словами) и семантики (понимания значений слов и фраз).