Отличие бюджета от сметы доходов и расходов

Тема 5.2

БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ

АВТОР:

Стародубровская Ирина Викторовна,
кандидат экономических наук,
заведующая лабораторией проблем муниципального развития
Института экономики переходного периода

Вы будете изучать: Данная тема является одной из ключевых при рассмотрении вопросов финансового обеспечения местного самоуправления. В ее рамках вводятся и анализируются такие важнейшие понятия, как местный бюджет; расходные обязательства; реестр расходных обязательств; действующие и принимаемые расходные обязательства; экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов; текущие и капитальные расходы; формы осуществления расходов и, наконец, бюджетирование, ориентированное на результат.

Цель занятия:Получение базовых знаний повопросам, связанным с составлением, принятием и исполнением местного бюджета.

После изучения Вы сможете: Понимать: 1. Чем бюджет отличается от сметы и почему бюджет является документом политическим; 2. Что можно и что нельзя финансировать из местного бюджета; 3. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы определить расходную часть бюджета; 4. Какова «степень свободы» органов местного самоуправления при определении объема расходов по различным расходным обязательствам; 5. Как соотносятся действующие и принимаемые расходные обязательства, в каких ситуациях можно, а в каких – нельзя брать на себя новые расходные обязательства; 6. Что такое бюджетирование, ориентированное на результат, и чем оно отличается от финансирования по смете; как можно внедрять бюджетирование, ориентированное на результат, на местном уровне; 7. Как составляется реестр расходных обязательств; 8. Что такое экономическая, функциональная и ведомственная классификация бюджетных расходов; 9. Каковы возможные формы расходования бюджетных средств.

Отличие бюджета от сметы доходов и расходов

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный местный бюджет. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В то же время практика организации местного самоуправления в Российской Федерации на поселенческом уровне строилась таким образом, что поселения далеко не всегда имели собственные бюджеты. Фактически, а во многих случаях и формально финансирование поселений осуществлялось на основе сметы доходов и расходов. Для того, чтобы понять, какие изменения произойдут в деятельности поселений, когда они получат возможность самостоятельно формировать местные бюджеты, необходимо определиться, чем бюджет отличается от сметы.

В самом общем виде бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год; смета – это план доходов и расходов. Если ограничиться столь общими определениями, то отличие бюджета от сметы не столь очевидны. Однако по существу эти различия принципиальны. Основные из них можно свести к следующим.

1. Бюджет – документ в первую очередь политический, в то время как смета является документом по преимуществу техническим. Политический характер бюджета выражается в следующем.

а) Бюджет принимается представительным органом власти. Смета доводится вышестоящим органом исполнительной власти до структурного подразделения либо бюджетного учреждения.

б) Бюджет должен выражать приоритеты, самостоятельно вырабатываемые местным сообществом. Смета отражает позицию вышестоящего органа по направлениям финансирования структурного подразделения либо бюджетного учреждения.

2. Бюджет предполагает наличие собственных доходных источников. Подобные доходы были закреплены за поселениями Налоговым и Бюджетным кодексами в виде местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог) и закрепленных на постоянной основе отчислений от федеральных налогов (подоходного налога, единого сельскохозяйственного налога). Органы местного самоуправления в рамках налогового и бюджетного законодательства имеют право самостоятельно регулировать местные налоги. Смета в большинстве случаев не предполагает наличия собственных доходных источников (но здесь есть и исключения – например, смета внебюджетных доходов и расходов бюджетных учреждений).

3. Бюджет предполагает самостоятельность в определении направлений расходования бюджетных средств. Подобная самостоятельность закреплена в новом законодательстве о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; а также устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения (в рамках ограничений, установленных федеральным законодательством).

В течение финансового года перераспределение средств между статьями бюджетных расходов поселения осуществляется органами власти соответствующего поселения.

Самостоятельность в расходовании средств в рамках сметы жестко ограничена распределением средств по статьям расходов. Изменение данного распределения может быть осуществлено лишь с согласия вышестоящего органа.

4. Суммируя сказанное выше о доходах и расходах бюджета и сметы можно сказать, что смета – это в первую очередь механизм обеспечения финансирования определенных направлений деятельности, тогда как бюджет – это еще и инструмент управления доходами и расходами муниципального образования.