Система счетов бухучёта

Литература

 

1. Бородина В.В. Бухгалтерский учёт для руководителя [Текст]: практ. пособие /В.В. Бородина. - М., 2000. - 184с.

2. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учёта [Текст]: практ. пособие / В.Р. Захарьин. – М., 2006. – 328 с. – (Практическая бухгалтерия).

3. Никитин В.М. Теория бухгалтерского учета [Текст]: курс лекций / В.М. Никитин, Д.А. Никитина. - М., 1999. - 320с.

 

 

Система счетов бухучёта

Хозяйственные операции, которые совершаются на предприятии в процессах хозяйственной деятельности, ведут к изменению (увеличению или уменьшению) хозяйственных средств и их источников.

Чтобы контролироватьэти изменения,необходимо иметь текущие данныео них.

Сведения о движенииобъектов учёта получают с помощью системы бухгалтерских счетов,которые между собой взаимосвязаны.

Счёт бухучёта –это способ группировки и текущего отражения в денежной оценке хозяйственных операций, которые совершаются с какими-либо однороднымихозяйственными объектами. Однородностьучитываемых объектов – основной принцип образования отдельного счёта.

На предприятии открывается столько счетов, сколько существует объектов учёта, так как каждый счёт контролирует свой объект.

Счета «ведут»(заполняют) в течение месяца:

· В начале месяца их «открывают», т.е. указывают название и номер, выставляют остатки имеющихся в наличии средств и источников либоотражают хотя бы одну операцию с ними.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учёта пользуются термином сальдо(от итал. – расчёт).

Обычно сальдо на начало месяца (отчётного периода) обозначается как сальдо начальное – Сн, а сальдо на конец месяца (отчётного периода) как сальдо конечное – Ск.

По вновь открываемымсчетам начальных остатков не должно быть!

· В течение месяцана счетахотражают изменения (увеличения или уменьшения в отдельности), происходящие с объектами учёта,

· В конце месяца их «закрывают»,т.е. подсчитывают обороты и остаткисредств, фондов, долгов по расчётным операциям в результате работы предприятия за месяц.

Счета ведутся в особых таблицах:

- На карточках,

- В ведомостях (например, расчётно-платёжная ведомость, в которой отражены расчёты с работниками предприятия),

- В книгах (например, Кассовая книга),

- На магнитных дисках, дискетах и т.п. (в зависимости от используемых технических средств).

В таблицу счёта в хронологической последовательности записывают все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которой он открыт.

Учётные записипо счетам ведут в денежном измерении.

На счётеобязательно указываютпорядковый номер операции,под которым она записана в Журнал регистрации хозяйственных операций.

Каждый счёт имеет название,соответствующее учитываемому на нём объекту, и кодовое обозначение,которое соответствует Плану счетов.

Например, по Инструкции № 107-н, на счёте 018 «Библиотечный фонд» последовательно записывают все операции, которые вызывают его изменения (поступило – выбыло на сумму…).

Для наглядности (графически) счёт можно представить в форме Т – образной таблицы, которая включает 3 элемента:

1) название счёта

2) левая часть – дебет

3) правая часть – кредит

Термины эти латинские. В буквальном переводе:

- дебет – он должен,

- кредит – он вернёт.

В настоящее время они потеряли своё буквальное значение и используются как условные обозначения сторон счёта.

Любая запись, сделанная в левой части счёта, называется дебетованием,а в правой – кредитованием.

Счета заполняются по даннымбухгалтерских учётных документов,из которых берут сумму,и в зависимости от того, что изменилось и как(увеличилось или уменьшилось) записывают на соответствующем счёте и в соответствующей его части (в дебете или в кредите):

- на одной стороне счёта показываютувеличение учитываемых сумм (на стороне начального остатка),

- на другой – уменьшение сумм (на противоположной стороне).

Самое сложное здесь – определить местонахождение на счёте начального сальдо,т.е. в какой стороне (в дебете или кредите счёта)следует записать показатель, который характеризует значение хозяйственной операции.

Счета связаны со статьями бухгалтерского баланса.

Они показывают изменения, происходящие со статьями актива и пассива баланса. В конце учётного периода (месяц, квартал, год) по данным остатков на счетах составляют баланс, т.е. показывают состояние (наличие) средств предприятия и их источников на 1-е число.

В соответствии с делениембалансана актив и пассив счетаделятсянаактивные и пассивные.

Активные –это счета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав и движение (хоз. средства, производственные и непроизводственные затраты).

Начальное сальдоактивного счёта дебетовое.

Схема записей на активном счёте имеет вид: