Система счетов бухучёта
Литература
1. Бородина В.В. Бухгалтерский учёт для руководителя [Текст]: практ. пособие /В.В. Бородина. - М., 2000. - 184с.
2. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учёта [Текст]: практ. пособие / В.Р. Захарьин. – М., 2006. – 328 с. – (Практическая бухгалтерия).
3. Никитин В.М. Теория бухгалтерского учета [Текст]: курс лекций / В.М. Никитин, Д.А. Никитина. - М., 1999. - 320с.
Система счетов бухучёта
Хозяйственные операции, которые совершаются на предприятии в процессах хозяйственной деятельности, ведут к изменению (увеличению или уменьшению) хозяйственных средств и их источников.
Чтобы контролироватьэти изменения,необходимо иметь текущие данныео них.
Сведения о движенииобъектов учёта получают с помощью системы бухгалтерских счетов,которые между собой взаимосвязаны.
Счёт бухучёта –это способ группировки и текущего отражения в денежной оценке хозяйственных операций, которые совершаются с какими-либо однороднымихозяйственными объектами. Однородностьучитываемых объектов – основной принцип образования отдельного счёта.
На предприятии открывается столько счетов, сколько существует объектов учёта, так как каждый счёт контролирует свой объект.
Счета «ведут»(заполняют) в течение месяца:
· В начале месяца их «открывают», т.е. указывают название и номер, выставляют остатки имеющихся в наличии средств и источников либоотражают хотя бы одну операцию с ними.
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учёта пользуются термином сальдо(от итал. – расчёт).
Обычно сальдо на начало месяца (отчётного периода) обозначается как сальдо начальное – Сн, а сальдо на конец месяца (отчётного периода) как сальдо конечное – Ск.
По вновь открываемымсчетам начальных остатков не должно быть!
· В течение месяцана счетахотражают изменения (увеличения или уменьшения в отдельности), происходящие с объектами учёта,
· В конце месяца их «закрывают»,т.е. подсчитывают обороты и остаткисредств, фондов, долгов по расчётным операциям в результате работы предприятия за месяц.
Счета ведутся в особых таблицах:
- На карточках,
- В ведомостях (например, расчётно-платёжная ведомость, в которой отражены расчёты с работниками предприятия),
- В книгах (например, Кассовая книга),
- На магнитных дисках, дискетах и т.п. (в зависимости от используемых технических средств).
В таблицу счёта в хронологической последовательности записывают все операции, вызывающие изменения в группе средств, для которой он открыт.
Учётные записипо счетам ведут в денежном измерении.
На счётеобязательно указываютпорядковый номер операции,под которым она записана в Журнал регистрации хозяйственных операций.
Каждый счёт имеет название,соответствующее учитываемому на нём объекту, и кодовое обозначение,которое соответствует Плану счетов.
Например, по Инструкции № 107-н, на счёте 018 «Библиотечный фонд» последовательно записывают все операции, которые вызывают его изменения (поступило – выбыло на сумму…).
Для наглядности (графически) счёт можно представить в форме Т – образной таблицы, которая включает 3 элемента:
1) название счёта
2) левая часть – дебет
3) правая часть – кредит
Термины эти латинские. В буквальном переводе:
- дебет – он должен,
- кредит – он вернёт.
В настоящее время они потеряли своё буквальное значение и используются как условные обозначения сторон счёта.
Любая запись, сделанная в левой части счёта, называется дебетованием,а в правой – кредитованием.
Счета заполняются по даннымбухгалтерских учётных документов,из которых берут сумму,и в зависимости от того, что изменилось и как(увеличилось или уменьшилось) записывают на соответствующем счёте и в соответствующей его части (в дебете или в кредите):
- на одной стороне счёта показываютувеличение учитываемых сумм (на стороне начального остатка),
- на другой – уменьшение сумм (на противоположной стороне).
Самое сложное здесь – определить местонахождение на счёте начального сальдо,т.е. в какой стороне (в дебете или кредите счёта)следует записать показатель, который характеризует значение хозяйственной операции.
Счета связаны со статьями бухгалтерского баланса.
Они показывают изменения, происходящие со статьями актива и пассива баланса. В конце учётного периода (месяц, квартал, год) по данным остатков на счетах составляют баланс, т.е. показывают состояние (наличие) средств предприятия и их источников на 1-е число.
В соответствии с делениембалансана актив и пассив счетаделятсянаактивные и пассивные.
Активные –это счета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав и движение (хоз. средства, производственные и непроизводственные затраты).
Начальное сальдоактивного счёта дебетовое.
Схема записей на активном счёте имеет вид: