По видам хозяйственного учета отчетность предприятия делится на оперативную, бухгалтерскую, статистическую и налоговую.

Оперативная отчетность составляется на основе оперативного учета и представляет собой краткосрочную информацию для оперативного управления хозяйственной деятельностью (например, использованием рабочего времени, выпуском продукции и ее реализации, выполнением договоров поставок и оказания услуг и др.).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе синтетического и аналитического учета и отражает сводные показатели хозяйственной деятельности предприятия.

Статистическая отчетность составляется на основе оперативного, бухгалтерского и статистического учета и содержит обобщенную информацию о разных сторонах хозяйственной деятельности: об объеме выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг), о составе и динамике основных средств, рабочей силы, производительности труда и т.д.

Налоговая отчетность содержит расчеты и декларации по каждому отдельному налогу и сбору и их платежам в бюджет.

По направлению и характеру использования различают отчетность внешнюю и внутреннюю.

Внешняя отчетность предоставляется органам управления и контроля, инвесторам, акционерам, налоговым органам, банку и другим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Внутренняя отчетность используется в пределах предприятия для управления хозяйственной деятельностью.

По степени обобщения отчетность подразделяется на первичную, сводную, консолидированную.

Первичная отчетность – это отчетность о хозяйственной деятельности одного предприятия (организации).

Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями (министерствами, ведомствами) в целом по данным отчетов подведомственных предприятий.

Разновидностью сводной отчетности является консолидированная, которая составляется юридическими лицами, имеющими дочерние предприятия, представительства, филиалы и другие структурные подразделения.

По периодичности (срокам) представления отчетность подразделяется на годовую и внутригодовую (квартальную и месячную). Внутригодовая отчетность, как правило, заполняется нарастающим итогом с начала календарного года.

По объему информации о состоянии хозяйственной деятельности различают общую отчетность и тематическую отчетность.

Общая отчетность комплексно и всесторонне характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации (например: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).

Тематическая отчетность – это оперативные или статистические отчеты (например: отчет о себестоимости конкретных изделий).

По распространению в отрасли – типовая или отраслевая. И другие классификационные признаки.

Состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок составления

Министерство финансов Республики Беларусь разрабатывает и утверждает типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и методические указания по их заполнению. Так, Постановлением Министерства финансов от 14.02.2008 года № 19 утвержден состав годовой бухгалтерской отчетности.

В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности входят:

· бухгалтерский баланс (форма №1);

· отчет о прибылях и убытках (форма №2);

· отчет об изменении капитала (форма №3);

· отчет о движении денежных средств (форма №4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

· отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);

· пояснительная записка к годовому балансу (форма – произвольная).

Квартальная бухгалтерская отчетность состоит из первых двух форм: Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 5).

Годовая отчетность представляется: собственникам (учредителям, акционерам) или их представителям. Министерствам, ведомствам,инспекциям Министерства по налогам и сборам;учреждениям банков (при использовании кредита), другим государственным контролирующим органам.

Годовая отчетность банков, страховых организаций, акционерных обществ, организаций с иностранными инвестициями должна подтверждаться аудиторскими проверками и сопровождаться аудиторским заключением о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть проведена следующая подготовительная работа:

- инвентаризация всех видов хозяйственных средств и их источников и отражение в учете результатов инвентаризации;

- переоценка основных средств и других материальных ценностей (по распоряжению правительства);

- проверка полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций;

- проверка равенства данных аналитического учета данным синтетического учета;

- подсчет оборотов и сальдо за декабрь и за весь год по синтетическим счетам, т.е. составление оборотно-сальдовой ведомости;

- изучение инструкций, методических указаний по заполнению форм отчетности и их взаимной сверки.

Бухгалтерскийбалансзаполняется на основе остатков по синтетическим счетам основного регистра бухгалтерского учета – Главной книги или Оборотно-сальдовой ведомости. Счета, имеющие дебетовое сальдо, записываются в актив баланса, а счета, имеющие кредитовое сальдо - в пассив баланса.

В качестве отчетной формы баланс заполняется в миллионах рублей. Годовой баланс показывает сумму стоимости хозяйственных средств и источников их формирования на начало и конец отчетного года.

В отчете о прибылях и убытках отражается за отчетный и за прошлый год выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг; расходы по реализации; себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; прибыль от реализации; операционные доходы и расходы; внереализационные доходы и расходы; прибыль (убыток); использование прибыли; налоги из прибыли; чистая прибыль (убыток).

Отчет об изменении капитала отражает состояние и движение источников собственных средств (остатки на начало года, начислено в отчетном году, перечислено в отчетном году, остатки на конец года): уставного фонда (счет 80), резервного фонда (счет 82), нераспределенной прибыли (счет 84), резервов предстоящих расходов (счет 96), целевого финансирования (счет 86).

Отчет о движении денежных средствотражает остатки денежных средств на начало года, поступление денежных средств (выручка от реализации, безвозмездное поступление, кредиты и займы и др.), расходование денежных средств (на оплату труда, на финансовые вложения, на расчеты с бюджетом и др.) и остатки денежных средств на конец года.

Приложение к балансу отражает:

· движение заемных средств (остаток на начало года, получено, погашено, остаток на конец года);

· наличие и движение дебиторской и кредиторской задолженности (остаток на начало года, возникло обязательств, погашено обязательств, остаток на конец года);

· остатки и движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений (амортизационный фонд по основным средствам и нематериальных активов, кредитов банка, заемных средств и др.);

· остатки, поступление и выбытие основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества);

· сведения о начисленных и перечисленных в бюджет налогах и сборах;

· расчет стоимости чистых активов;

· расшифровка затрат по элементам.

Отчет о целевом использовании полученных средств отражает за отчетный и прошлый год: поступление взносов, благотворительной помощи, доходов от предпринимательской деятельности, расходы на целевые мероприятия, на содержание аппарата, на ремонт основных средств, приобретение внеоборотных активов. Данный отчет представляют только государственные организации.

Пояснительная записка к годовому отчету не имеет типовой формы. В ней объясняются причины, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности, наиболее значимые результаты работы организации, анализ основных экономических показателей работы за отчетный год.

Контрольные вопросы по теме №12

1. Сущность и значение бухгалтерской финансовой отчетности.

2. Классификация отчетности предприятия.

3. Сроки представления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности.

4. Состав годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

5. Какая подготовительная работа должна быть проведена перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

6. Содержание бухгалтерской отчетности и порядок ее представления.

7. Что отражается в Отчете о прибылях и убытках?

8. Что включается в Отчет об изменении капитала и Отчет о движении денежных средств?

9. Какие данные можно найти в Приложении к балансу (форма №5).

10. Порядок формирования Пояснительной записки к балансу.

ТЕМА 13. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Основные понятия:

методологические и правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии: Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», Учетная политика предприятия. Бухгалтерский аппарат, его структура и функции. Права и обязанности руководителя и главного бухгалтера.

Методологические и правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии

Методология ведения бухгалтерского учета была и есть в своей основе единой, международной системой. Об этом свидетельствуют элементы, приемы, методы бухгалтерского учета, применяемые всеми странами - такие как счета бухгалтерского учета, двойная запись хозяйственных операций по счетам, составление оборотных ведомостей и бухгалтерского баланса, денежная (стоимостная) оценка средств предприятия, калькуляция себестоимости единицы продукции, документирование хозяйственных операций, инвентаризация имущества и др.

Вместе с тем методология бухгалтерского учета в своем развитии совершенствовалась и усложнялась на основе совершенствования процессов управления хозяйственной деятельностью предприятия (организации).

На базе общего методологического единства бухгалтерского учета и наличия разных методик его ведения в различных странах появилась необходимость создания международных стандартов по учету, которые в 70-е годы прошлого века начал разрабатывать Комитет международных стандартов.

Применение международных стандартов бухгалтерского учета в определенной степени создает уверенность у иностранных инвесторов в безопасности вложения своих капиталов в экономику других стран, а также методическую основу для правильной разработки и усовершенствования национальной системы учета в Республике Беларусь.

В каждой стране есть свои особенности в документальном оформлении хозяйственных операций, в оценке средств производства и произведенной продукции, в назначении и содержании бухгалтерских счетов, в составлении калькуляции, определении финансовых результатов работы предприятий и другие особенности.

Для обеспечения единства в построении и ведении бухгалтерского учета, составления отчетности и повышения их достоверности существует государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, в основу которого положен Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 25 июня 2001 года № 42-3, вступивший в силу с 1 января 2002 года.

В Законе сказано:

«Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности».

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью возложено на Министерство финансов Республики Беларусь, которое в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:

· типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

· положения по бухгалтерскому учету и отчетности;

· иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» разрешено: органам государственного управления, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разрабатывать на основе международных стандартов и утверждать, в пределах своей компетенции, нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам органа государственного управления, на который возложено общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.

Многие отрасли народного хозяйства имеют свою отраслевую специфику процесса производства и специфику ведения бухгалтерского учета, составления калькуляций.

Отраслевые министерства и ведомства на основе действующего законодательства имеют право разрабатывать и согласовывать с Министерством финансов свои отраслевые инструкции, рекомендации по отдельным участкам учета, в том числе по себестоимости и калькулированию продукции.

В Законе «О бухгалтерском учете и отчетности» указано, что организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными правовыми актами органов государственного управления, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности организации.

Учетная политика оформляется приказом руководителя организации, вводится с начала отчетного года и действует до конца года без изменения, кроме случаев:

· реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования);

· изменения законодательства Республики Беларусь;

· изменения условий хозяйственной деятельности.

Учетная политика представляется в налоговый орган вместе со сдачей отчета за декабрь месяц прошлого года.

Формирование учетной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством.

Бухгалтерский аппарат, его структура и функции

Структура бухгалтерского аппарата зависит от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Она должна отражать специфические особенности производства; обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями; использовать достижения научной организации труда; быть максимально простой и компактной.

В настоящее время сложились три основных типа организации структуры бухгалтерий:линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется на небольших предприятиях с численностью аппарата 7 – 9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделяя, бюро, сектора, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих подразделений, которые определяют конкретных исполнителей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и некоторых крупных организациях.

В состав бухгалтерии входят, как правило, следующие отделы, сектора, группы:

· материальный сектор, отвечающий за поступление и учет материальных ценностей;

· сектор по учету оплаты труда, отвечающий за начисление заработной платы, расчетов с фондом социальной защиты населения, бюджетом по подоходному налогу и др.;

· сектор учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

· сектор учета готовой продукции и ее реализации;

· сводный или общий сектор, который ведет учет остальных операций, Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

Кроме этого, главному бухгалтеру подчиняются бухгалтерии отделов капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних предприятий приведена ниже.

 

Структура бухгалтерского аппарата

 

При комбинированной организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения (например, по производствам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются подразделениям бухгалтерии в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется на крупных предприятиях и в производственных объединениях.

Важный этап разработки структуры бухгалтерии – формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

Работа бухгалтерии должна осуществляться с использованием научной организации труда (НОТ) работников учета, которая призвана повысить производительность их труда, полноту и достоверность получаемой информации, ее аналитичность.

Права и обязанности руководителя и главного бухгалтера

Основы организации бухгалтерского учета установлены Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. В Законе сказано: «Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений».

В зависимости от объема учетной работы руководитель организации имеет право:

- создать бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета аудиторской организации, оказывающей услуги по бухгалтерскому учета и составлению отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

- вести учет лично (в унитарных предприятиях, основанных на частной собственности, если это предусмотрено уставом предприятия).

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. Требования главного бухгалтера в пределах своей компетенции обязательны для всех работников предприятия.

Прием и передача делопроизводства при замене главного бухгалтера оформляются актом приемки-передачи состояния бухгалтерского учета после проверки качества и достоверности бухгалтерского учета и отчетности.

Главный бухгалтер имеет право:

· устанавливать форму бухгалтерского учета,

· правила документооборота,

· разрабатывать для работников должностные инструкции по ведению учета,

· принимать на работу материально ответственных лиц. Принятие, перевод, перемещение и увольнение работников, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности, производится по согласованию с главным бухгалтером.

Главный бухгалтер руководствуется в своей работе законодательством Республики Беларусь, Уставом (положением) предприятия (организации), решением его руководящих органов и несет ответственность за его соблюдение.

Главный бухгалтер обязан обеспечить:

· правильную и рациональную организацию бухгалтерского учета;

· своевременное составление и представление установленной отчетности;

· осуществление учетной политики, направленной на предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования средств предприятия;

· достоверный и своевременный учет и постоянный контроль за проведением и регистрацией хозяйственных операций, движением имущества, исполнением обязательств;

· правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством;

· правильное проведение инвентаризации всех статей баланса и отражение в учете ее результатов.

Главный бухгалтер обязан обеспечить составление учетной политики (методики) и придерживаться ее в течение года, правильно и достоверно вести учет всех хозяйственных операций, осуществлять контроль за движением средств и их источников

При поступлении к исполнению и оформлению документов по операциям, противоречащим законодательству либо нормативным актам по учету, нарушающим договорную и финансовую дисциплину, наносящим ущерб собственнику, государству, другим юридическим и физическим лицам, главный бухгалтер (лицо, его заменяющее) обязан письменно сообщить об этом руководителю предприятия (учреждения), и, только после получения от руководителя соответствующего письменного разрешения принимает документы к исполнению (оформлению). Ответственность за проведение указанных операций несет руководитель предприятия (учреждения).

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации в соответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.

Учетная политика предприятия

Принятие учетной политики (методики) ведения бухгалтерского учета, призвано обеспечить единообразие отражение хозяйственной деятельности предприятия в течение отчетного года.

Формирование учетной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующей нормативной базой, утвержденной законодательством.

При отсутствии нормативных актов по конкретным вопросам, учетная политика формируется самостоятельно предприятием, исходя из положений по бухгалтерскому учету, и согласовывается с налоговой инспекцией своего района.

Учетная политика разрабатывается на всех предприятиях независимо от форм собственности и источников финансирования, и оформляется приказом руководителя предприятия. Вновь созданные предприятия оформляют учетную политику после государственной регистрации.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета включает следующие вопросы:

· выбор учетных регистров и формы бухгалтерского учета;

· порядок оценки материальных ресурсов и готовой продукции (фактическая, средневзвешенная, учетная, ЛИФО, ФИФО);

· выбор методов начисления амортизации (линейный, нелинейный, производительный) и погашения первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств;

· начисление амортизации нематериальных активов;

· выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг (позаказный, попередельный, нормативный, простой);

· порядок отражения выручки от реализации продукции, работ, услуг (по оплате или по отгрузке), от этого зависят сроки начисления и уплаты налогов и сборов;

· формирование и использование прибыли;

· отражение курсовых разниц и методы переоценки активов;

· порядок списания спецодежды и инструментов;

· списание расходов будущих периодов;

· распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между видами продукции;

· формирование фондов и резервов и другие вопросы.

К учетной политике предъявляются следующие основные требования: полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов деятельности предприятия; отражение фактов хозяйственной деятельности, исходя их правовых норм и экономических условий хозяйствования; тождество данных аналитического и синтетического учета, данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

Контрольные вопросы по теме №13

1. Методологические и правовые основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

2. Бухгалтерский аппарат, его структура и функции.

3. Три основных типа организационной структуры бухгалтерий.

4. Права и обязанности руководителя организации.

5. Права и обязанности главного бухгалтера организации.

6. Как должен поступить главный бухгалтер при поступлении к исполнению документов противоречащих законодательству?

7. Учетная политика (методика) ведения бухгалтерского учета.

8. Основные вопросы, которые должны быть отражены в учетной политике предприятия (организации).

9. Требования, предъявляемые к учетной политике.

ТЕМА 14. СУЩНОСЬ АУДИТА. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Основные понятия:

виды аудита и аудиторских услуг. Обязательный аудит. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Цели аудита: установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, установление соответствия совершенных субъектом финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь, получение аудиторских доказательств. Принципы аудита: профессиональная компетентность; независимость; конфиденциальность; честность и объективность; профессиональное поведение; добросовестность. Источники получения аудиторских доказательств: первичные документы субъекта; регистры бухгалтерского учета субъекта; бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта; сопоставление различных документов субъекта, а также документов субъекта с документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества субъекта. Аналитическая и итоговая части аудиторского заключения.

Сущность и история развития аудита

Становление рыночной экономики в странах Западной Европы сопровождалось массовым банкротством компаний, что часто было вызвано недобросовестностью и злоупотреблением их управляющих.

С середины XIX века в Европе стало возникать множество акционерных обществ. И не всегда их создатели имели намерением законную финансово-хозяйственную деятельность. Часто в своих финансовых отчетах они показывали высокую прибыльность, обещали большие дивиденды, поднимали этим биржевой курс своих акций и разоряли покупателей, которые не имели представления о реальном положении дел. Поскольку интересы пользователей финансовой информации и тех, кто ее предоставляет не всегда совпадали, то возникла объективная потребность в независимой оценке этой информации аудиторами – специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг. Акционерам и потенциальным инвесторам нужна достоверная информация о состоянии дел в компаниях.

Возникновение и развитие аудита обусловлено следующими обстоятельствами

· необходимость представления достоверной и качественной информации для принятия управленческих решений менеджерами, а также решений об инвестировании и сотрудничестве с партнерами;

· устранение искаженного представления информации предприятием, заинтересованным пользователям;

· необходимость получения специальных знаний для проверки информации в связи со сложностью ведения учета и составления отчетности;

· отсутствие у пользователей свободного доступа к информации для оценки достоверности и качества информации.

Исторической родиной аудита считается Англия, где в связи с мощным развитием рыночных отношений в 1844г. была принято ряд законов о компаниях, согласно которым их правления обязаны были приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В Эдинбурге (1854) возник институт, который объединил бухгалтеров и аудиторов. Они ставили своей целью проведение экспертизы финансовой отчетности с выражением мнения о ее объективности, таким образом, они брали на себя определенную долю ответственности в случае возникновения возможных убытков у клиентов.

В 1862г. в Англии был принят закон, регулирующий аудиторскую деятельность, позднее законы об обязательном аудите вступили в действие и в других странах (например, во Франции в 1867г., в США в 1937г.). В сороковые годы прошлого столетия основное внимание в рамках аудиторской деятельности стали уделять оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии.

В Германии, созданный в 1932г. Институт аудиторов просуществовал до 1941г., а после Второй мировой войны был образован Институт аудиторов Германии.

Становление аудита в США началось с 1917 г. После официального опубликования постановления об аудите, подготовленного Американским институтом бухгалтеров-экспертов. В настоящее время методологическое руководство аудиторской деятельностью в США осуществляет Совет по аудиторским стандартам.

Во Франции независимый финансовый контроль осуществляют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг; и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности.

В 1983г. создана Аудиторская администрация в Китае и возникли первые аудиторские фирмы, которые в настоящее время достигли достаточно высокого уровня развития.

Все большее распространение аудит получает в странах Содружества независимых государств. В Республике Беларусь, Казахстане, Российской Федерации, Узбекистане и Украине приняты законы об аудиторской деятельности. В СНГ налажен процесс аттестации аудиторов и выдачи лицензий, как для аудиторских фирм, так и для аудиторов, работающих как индивидуальные предприниматели.

Система государственного финансового экономического контроля, сложившаяся в странах СНГ, является составной частью управления общественным воспроизводством, способствует решению задач системы государственного управления, поэтому её назначение соответствует целям управления, которые определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.

Экономические реформы в странах СНГ привели к изменению доминирующей государственной собственности, которая все в большей степени становится частной собственностью предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Это ведет к существенному сужению сферы государственного финансового контроля и необходимости организации новых, присущих рыночным отношениям, способов контроля и упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций. Исторически сложившейся и отработанной формой независимого контроля стал аудит.

Аудит – это совокупность организационных, методологических, методических приемов и способов независимой проверки бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль. Его основные субъекты, прежде всего, коммерческие организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

Виды аудита и аудиторских услуг

Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2007 N240-З) определил правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь. Установил права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, дал понятия аудиторской деятельности, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, видам аудита и аудиторских услуг, квалификационным требованиям, предъявляемым к аудитору (аудиторской организации).

Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, других документов организаций, их обособленных подразделений (аудируемых лиц), по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Под достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организаций (аудируемых лиц) и принимать обоснованные решения, базирующиеся на этих выводах.

Под пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности понимаются учредители, участники, собственники имущества аудируемого лица, инвесторы, кредиторы, иные физические и юридические лица, а также государственные органы и иные субъекты права, заинтересованные в информации об аудируемом лице, в случаях, предусмотренных законодательством.

Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц, осуществляемого в соответствии с законодательством.

Аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:

· достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;

· правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

· целевого использования кредитов и инвестиций;

· финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

· финансового состояния эмитента ценных бумаг;

· формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

· достоверности налоговой декларации (расчета);

· состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

· стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

· иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Аудиторские организации, аудиторы индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:

· составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;

· постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;

· составлению деклараций о доходах и имуществе;

· анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

· консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;

· информационному обслуживанию;

· автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

· оценке предпринимательских рисков;

· разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

· проведению маркетинговых исследований;

· обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Порядок проведения аудита определяется законодательством, а также уставами и иными документами аудируемых лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Сопутствующие аудиту услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, и могут оказываться независимо от проведения аудита.