Д-т 01 К-т 83,

- на сумму увеличения амортизационных отчислений Д-т 83 К-т 02.

При приобретении или строительстве (сооружении) объектов основных средств, все затраты, связанные с покупкой, доставкой, монтажом, установкой, а также таможенные пошлины, проценты по кредиту и другие расходы, собираются на активном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем на основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1), включаются в состав собственных основных средств.

Бухгалтерские записи следующие:

Содержание операции Дебет Кредит
Поступление основные средства от поставщика 07, 08, 18
Начисление транспортной организации за доставку основных средств     60,76
Списание стоимости оборудования, требующего монтажа    
Поступление основных средств от учредителей 01, 08
Строительство объектов основных средств 10, 70, 69,71,76
Поступление основных средств безвозмездно 01,08 98, 92
Оприходование основных средств (акт ф.ОС-1)

В организации действует комиссия по приемке основных средств. Акт приемки-передачи (ф. №ОС-1), подписанный комиссией действителен после утверждения его директором. К акту прилагаются документы на поступление объекта, его покупная стоимость, товарно-транспортные накладные, счета, закупочные акты, справки. Акт приемки-передачи является основанием для оприходования объекта основных средств (постановки на учет).

Аналитический учет основных средств ведется бухгалтерией организации в инвентарных карточках учета основных средств. Единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Этот номер наносится на объект масляной краской или прикрепляется в виде жетона. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь принятым к учету основным средствам в течение пяти лет, начиная с года, следующего за годом списания.

Бухгалтер составляет опись карточек. Карточки на вновь поступившие объекты и на выбывшие в картотеку не раскладываются до конца месяца с тем, чтобы в следующем месяце их учесть при начислении амортизации. На каждый цех, отдел, склад составляется инвентарная опись (список) с указанием фамилии материально-ответственного лица. Внутреннее перемещение объектов оформляется актом приемки-передачи или накладной на внутреннее перемещение. Ежегодно проводится инвентаризация основных средств, перед составлением годового отчета.

Учет амортизации основных средств

Амортизация представляет собой процесс систематического ежемесячного перенесения стоимости основных средств на издержки производства или обращения либо отнесения ее за счет собственных источников организации.

Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта либо списания этого объекта с учета. Начисление амортизации основных средств производится независимо от результатов деятельности организации и отражается в учете того отчетного периода, к которому она относится.

По полностью самортизированным объектам основных средств начисление амортизации прекращается. Полностью самортизированные основные средства продолжают числиться в учете по первоначальной (восстановительной) стоимости.

Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются на балансовом пассивном счете 02 «Амортизация основных средств» путем накопления соответствующих сумм. К счету 02 могут быть открыты субсчета:

02/1 “Амортизация собственных основных средств”;

02/2 “Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств”.

Сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, отражается в бухгалтерском учете –Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 92 и К-т 02.

Организации при принятии объекта основных средств к учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования. Амортизация по объектам основных средств начисляется ежемесячно.

Норма амортизации – доля(в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования или отнесению за счет соответствующих источников.

В настоящее время начисление амортизации по объектам основных средств производится одним из следующих методов (способов):

1. - линейный метод начисления амортизации;

2. - нелинейные методы начисления амортизации (метод суммы чисел лет срока полезного использования объекта основных средств; метод (способ) уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения);

3. - производительный метод (способ) начисления амортизации.

Объектами начисления амортизации не являются: земля и отдельные объекты природопользования; библиотечные фонды, музейные и художественные ценности; многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста; экспонаты животного мира в зоопарках; основные средства, находящиеся за границей, финансируемые из республиканского бюджета и др.

Начисление амортизации не производится: по объектам, находящимся в реконструкции, модернизации, техническом перевооружении с полной или частичной их остановкой; по объектам, не введенным в эксплуатацию или находящимся в запасе.

Одновременно с начислением амортизации производится формирование амортизационного фонда. Амортизационный фонд учитывается на забалансовом счете 010 “Амортизационный фонд воспроизводства основных средств”. По дебету забалансового счета отражаются суммы, равные величине амортизационных отчислений (по всем объектам). По кредиту забалансового счета отражается использование средств амортизационного фонда, равное сумме фактических затрат на приобретение, строительство и модернизацию объектов основных средств, но не более величины амортизационного фонда.

Учет ремонта основных средств

Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, часто неравномерно. Быстрее изнашиваются те части, на которые больше всего падает нагрузка, или которые больше других подвергаются атмосферным воздействиям.

Чтобы основные средства не выходили из строя раньше времени, необходимо содержать их в исправности и периодически проводить ремонт. В настоящее время более совершенной является система планово-предупредительного ремонта. Основные средства ремонтируются через определенные промежутки времени по заранее составленному графику, независимо от их физического состояния. Это позволяет планировать ремонтные работы, обеспечивает регулярный уход за оборудованием, удлиняет срок службы основных средств, уменьшает внеплановые и аварийные ремонты, простои, позволяет нормировать расход денежных средств и тем самым способствует увеличению выпуска продукции.

return false">ссылка скрыта

По объему, периодичности и порядку финансирования различают текущий и капитальный ремонт.

Под текущим ремонтом понимают частичную смену деталей, мелкую починку отдельных частей, мелкий ремонт по поддержанию основных средств в рабочем состоянии (побелку стен, ремонт дверей, пола). Расходы по этому виду ремонта производятся в пределах утвержденных смет и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты на технический осмотр и уход, затраты по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии включаются в затраты на обслуживание производственного процесса.

Под капитальным понимают ремонт, при котором производится разборка оборудования и других объектов для восстановления или замены важнейших или всех изношенных деталей и узлов. Капитальный ремонт производится с периодичностью свыше 1 года.

Плановый капитальный и текущий ремонт утверждается руководителем организации. Затраты планируются и учитываются по каждому виду оборудования, зданий и сооружений. Плановая себестоимость определяется по сметно-финансовому расчету на основе дефектных ведомостей. Затраты на ремонт рассчитываются в смете по нормативам на единицу сложности, которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования или планируемого объема работ.

Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по Акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3).

Фактические затраты по всем видам ремонтов (текущий, капитальный) относятся на издержки производства (себестоимость продукции), обращения непосредственно по мере возникновения таких затрат.

Затраты, производимые на ремонт основных средств, оформляются соответствующими первичными документами по учету расхода материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы, оказанные услуги и другим видам расходов.

На практике ремонтные работы организуются и производятся подрядным и хозяйственным способами. Способ организации ремонта оказывает влияние на бухгалтерский учет затрат на ремонт.

При подрядном способе для производства ремонта привлекаются специализированные ремонтные и другие сторонние организации, выполняющие его по договору в соответствии с дефектными ведомостями. Подрядный способ предполагает, что все ремонтные работы выполняет подрядчик, а организации, пользующейся его услугами, остается только произвести оплату по результатам проделанной работы.

Записи по счетам в этом случае будут следующие:

- принят к оплате счет ремонтного предприятия на фактическую стоимость ремонта согласно акту приемки-передачи Д-т 23 (25, 26, 29), 44 и К-т 60;

- на сумму НДС по счетам подрядчиков – Д- 18и К-т 60;

- перечислено подрядчику за ремонт основных средств – Д-т 60и К-т51.

При хозяйственном способевыполнения ремонтных работ осуществляется силами и средствами самой организации. При этом в структуре создается ремонтное подразделение. Затраты, связанные с ремонтом основных средств, накапливаются по дебету счета 23 “Вспомогательное производство” – Д-т 23 и К-т 10, 70, 69, 25, 02.После окончания ремонтных работ накопленные затраты списываются с кредита счета 23 “Вспомогательное производство” на основании учетной политики предприятия в дебет одного из затратных счетов – Д-т 23, 25, 26, 29, 44 и К-т 23.

При проведении капитального ремонта по окончании отчетного периода в начале года, согласно смете, в организации создается ремонтный фонд (резерв). Для учета ремонтного фонда используется пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Создание ремонтного фонда отражается записью Д-т 20 и К-т 96. в дальнейшем все фактические затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ремонтного фонда, –Д-т 96 и К-т 10, 70, 69, 23.

По непроизводственным основным средствам стоимость ремонта относят не на себестоимость, а за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (ремонт жилых домов, общежитий, пионерских лагерей, клубов, профилакториев и др.). Фактические затраты на ремонт таких объектов списываются так: Д-т 84 и К-т 10, 70, 69, 68, 76.

В аналитическом учете затраты по капитальному ремонту учитываются в разрезе отдельных объектов основных средств. Законченный капитальный ремонт принимается комиссией и оформляется Актом приемки-передачи выполненного ремонта.

Если капитальный ремонт выполняется в начале года, то с целью равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость продукции их сначала в общей сумме фактических затрат относят на активный счет 97 «Расходы будущих периодов»Д-т 97 и К-т 10, 70, 69, 25 и др. в дальнейшем ежемесячно равными долями расходы со счета 97 списываются на счета производственных затрат, в зависимости от места эксплуатации основных средств Д-т 20, 23, 25, 26 и К-т 97.

Учет выбытия основных средств

Списание основных средств по разным причинам отражается на активно-пассивном счете 91 «Операционные доходы и расходы», с открытием субсчетов: «Операционные доходы», «Операционные расходы», «Налог на добавленную стоимость», «Прочие налоги и сборы из операционных доходов», «Сальдо операционных доходов и расходов».

Выбытие основных средств вследствие полного или частичного их износа оформляется Актом о списании объекта основных средств (ф. ОС-4). Безвозмездная передача или реализация основных средств оформляется Актом о приемке-передаче объекта основных средств (ф. ОС-1).

Выбывают основные средства вследствие:

1) ликвидации их в результате физического или морального износа, при стихийных бедствиях. Составляют бухгалтерские записи:

· на сумму ранее начисленной амортизации – Д-т 02 и К-т 01;

· на остаточную стоимость выбывшего объекта – Д-т 91 и К-т 01;

· на остаточную стоимость не полностью самортизированного объекта начисляется НДС 18% Д-т 91 и К-т 68;

· оприходование материалов, которые можно использовать или продать Д-т 10и К-т 91;

· начисление заработной платы рабочим по разборке основных средств – Д-т 91 и К-т 70;

· начисление налогов и отчислений на зарплату – Д-т 91и К-т 69;

· определение финансового результата: прибыльД-т 91и К-т 99или убыток – Д-т 99 и К-т 91. Счет 91 всегда закрывается счетом 99, т.е. сальдо относится на финансовые результаты организации.

2)при передаче в уставный фонд другой организации. Составляются записи: списание стоимости объекта – Д-т 58 и К-т 01; списание начисленной амортизации – Д-т 02 и К-т 58;

3) прибезвозмездной передаче. Составляются записи: на остаточную стоимость выбывшего объекта основных средств – Д-т 91 и К-т 01;

- на остаточную стоимость объектов дарения в пределах разных собственников начисляется НДС – Д-т 91 и К-т 68;

- в пределах одного собственника – Д-т 83 и К-т 01;

4)приреализации юридическим и физическим лицам. Составляются записи:

· на договорную стоимость объекта – Д-т 62 и К-т 91;

· на сумму ранее начисленной амортизации – Д-т 02 и К-т 01;

· на остаточную стоимость выбывшего – Д-т 91 и К-т 01;

· на сумму начисленного НДС от выручки – Д-т 91 и К-т 68;

· поступление выручки на расчетный счет – Д-т 51и К-т 62.

5)при недостачах и хищениях. Составляются записи:

· списание остаточной стоимости – Д-т 91 и К-т 01;

· списание начисленной амортизации – Д-т 02 и К-т 01;

· отражение суммы недостачи – Д-т 94 и К-т 91;

· на сумму недостачи начисляется НДС 18% – Д-т 91 и К-т 68;

· отнесение суммы недостачи на виновных лиц – Д-т 73, 76 и К-т 94;

· погашение недостач, хищений – Д-т 50, 51,70 и К-т 73, 76;

· списание на убытки при отсутствии виновных лиц или отказе суда вовзыскании ущерба – Д-т 92 и К-т 94, 73, 76.

Недостача возмещается по рыночнойстоимости.

Все акты составляются комиссией с участием администрации, инженера, главного бухгалтера и утверждаются директором. Вакте указывается объект, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость, сумма амортизации, причина списания, доходы (металлолом, кирпич, лесоматериалы и др.) и расходы по ликвидации объекта. На основе акта делается отметка бухгалтером в инвентарной карточке (ведомости, книге) и составляются записи по счетам.

Контрольные вопросы по теме №7

1. Классификация основных средств. Признаки классификации.

2. Классификация основных средств по видам.

3. Классификация основных средств по признаку использования.

4. Стоимость средств труда включаемых в состав основных средств.

5. Методы оценки основных средств.

6. Учет поступления основных средств при строительстве, приобретении за плату, получении от учредителей и безвозмездно.

7. Аналитический учет основных средств.

8. Учет выбытия основных средств вследвии ликвидации, реализации, безвозмездной передачи и других случаях.

9. Учет амортизации основных средств. Методы начисления амортизации.

10. Какие основные средства не являются объектами начисления амортизации.

11. Учет ремонта основных средств подрядным способом.

12. Учет ремонта основных средств хозяйственным способом.

ТЕМА 8. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Основные понятия:

классификация производственных запасов: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и др. Оценка материальных ценностей: фактическая, учетная, средневзвешенная, метод ФИФО, метод ЛИФО. Порядок хранения материалов на складе, учет поступления материальных ценностей, порядок отражения отклонений между фактической и учетной стоимостью приобретенных материальных ценностей, учет расчетов с поставщиками, порядок отражения налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

Классификация производственных запасов

В процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг кроме средств труда используются предметы труда, которые, как правило, потребляются полностью в одном производственном цикле и их стоимость целиком переносится на готовую продукцию (работы, услуги).

Основной задачей бухгалтерского учета производственных запасов является: контроль за поступлением; контроль за соблюдением норм производственного расхода; обеспечение сохранности; обеспечение разумной экономии средств; правильное распределение материалов по объектам калькулирования.

В зависимости от назначения производственных запасов они подразделяются на следующие группы:

- сырье и основные материалы, которые составляют вещественную основу продукции и являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (картофель, зерно, хлопок, нефть, руда и т.д.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (крахмал, мука, ткань, древесина, бензин, металл и т.д.);

- вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы (красители в пищевой промышленности, пуговицы, нитки в швейной промышленности), а также для обслуживания процесса производства (смазочные материалы и др.);

- покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали, которые уже прошли некоторые стадии обработки, но не являются готовой продукцией, а составляют ее материальную основу (панели для строительства домов и др.);

- топливо для производственных и хозяйственных нужд (бензин, дизельное топливо, газ, уголь, торф, дрова и др.);

- тара и тарные материалы, используемые для упаковки, хранения, транспортировки готовой продукции и материалов;

- запасные части, используемые для ремонта и замены изношенных деталей машин, оборудования, транспортных средств;

- материалы, переданные в переработку на сторону;

- инвентарь и хозяйственные принадлежности;

- специальная оснастка и специальная одежда на складе;

- специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

В соответствии с данной классификацией к активному счету 10 «Материалы» открываются субсчета. Например: 10-1 «Сырье и материалы», 10-3 «Топливо», 10-5 «Запасные части» и др.

В состав средств в обороте относятся инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда на складе и в эксплуатации. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 апреля 2004 года № 72 установлен лимит отнесения средств труда в состав оборотных средств - в пределах 30 базовых величин за единицу, а ковры и ковровые изделия - в пределах 10 базовых величин за единицу, без налога на добавленную стоимость, и определен порядок переноса их стоимости на затраты по производству продукции, работ, услуг:

по специальным инструментам и специальным приспособлениям (штампы, пресс-формы и др.) – в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока полезного использования (до 2 лет);

стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;

по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), – погашается ежемесячно исходя из сроков их службы;

по временным (нетитульным) сооружениям – ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки;

по остальным предметам в соответствии с учетной политикой организации, может быть в размере 50% стоимости предметов при передаче их со складов в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытии их за непригодностью; или в размере 100% – при выбытии их за непригодностью. Такой метод списания применялся ранее.

по предметам до одной базовой величины списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, по мере передачи их в эксплуатацию.

Организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, открывают и ряд других субсчетов: «семена и посадочные материалы», «корма», «минеральные удобрения» и др.

Для обеспечения сохранности материалов, а также для использования в учете вычислительной техники важным является присвоение номенклатурных номеров каждому виду, сорту, марке материалов.

Оценка материальных ценностей в текущем учете и балансе

Оценка производственных запасов при их поступлении:

Производственные запасы в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по фактической себестоимости, в которую включаются:

- сумма, уплаченная поставщику (продавцу) согласно договору поставок (за исключением налога на добавленную стоимость);

- комиссионное вознаграждение по приобретению производственных запасов;

-таможенные пошлины;

- расходы на транспортировку, хранение и доставку, а также за страхование груза в пути следования;

- проценты по кредитам и займам;

- иные затраты (подработка, сортировка, фасовка и др.).

При большом объеме поступающих материалов, большой их номенклатуре сложно подсчитать фактическую себестоимость материалов до окончания месяца без наличия документов автотранспортных организаций, по расходам на погрузочно-разгрузочные работы и другие расходы. А отпускать на производство материалы необходимо ежедневно, поэтому возникает потребность вести учет материалов по учетным ценам, заранее установленным, это может быть плановая нормативная себестоимость или оптовая цена основного поставщика.

В этом случае отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам учитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Фактическая себестоимость производственных запасов, изготовленных самой организацией, образуется из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость производственных запасов, внесенная учредителями в уставный фонд организации, складывается из денежной оценки, согласованной учредителями и подтвержденной оценкой по акту экспертизы.

Экспертная оценка проводится компетентными органами при наличии соответствующей лицензии оценщиков.

Фактическая себестоимость производственных запасов, полученных безвозмездно по договору дарения, определяется исходя из рыночной стоимости на дату оприходования (принятия к учету).

Стоимость производственных запасов, приобретенных за иностранную валюту, переводится в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету (из РФ) или дату таможенного оформления груза (из дальнего зарубежья).

 

Способы оценки при отпуске производственных запасов:

При отпуске производственных запасов в производство и на другие нужды их оценка может производиться одним из следующих способов:

- по фактической себестоимости;

- по средневзвешенным ценам;

- по учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости;

- по ценам первой партии приобретения (метод ФИФО);

- по ценам последней партии приобретения (метод ЛИФО).

Использование того или иного способа (метода) оценки отражается в учетной политике предприятия на весь хозяйственный год.

Фактическая себестоимость заготовления материалов исчисляется небольшой частью организаций по основным видам сырья и материалов (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.).

Наиболее распространенным способом учета расхода материалов является списание по учетным ценам в течение месяца (это средняя цена приобретения либо плановая нормативная себестоимость), а в конце месяца списывается соответствующая доля отклонений фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам. Способ ФИФО означает «первая партия материалов в приход – первая в расход».

Способ ЛИФО означает «последняя партия в приход – первая в расход». Списанные в производство материалы оцениваются по стоимости последней партии приобретения, затем предыдущей и т.д. Подтверждением цены партии последнего приобретения служат накладные поставщика.

Постановлением Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2001 года № 134/219/139 принято Положение о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции в организациях промышленности.

Организация заготовления и хранения материалов на складе

Материальные ценности поступают от поставщиков, подотчетных, лиц, из собственного производства, от ликвидации основных средств, безвозмездное получение, в счет вклада в уставный фонд предприятия.

Менеджеры, имеющие отношение к товарно-транспортным операциям, должны изучить Инструкцию по заполнению товарно-транспортных накладных формы № ТТН-1, и товарных накладных формы № ТН-2, а также другие товарные документы.

Предприятия-покупатели заключают договоры поставок с предприятиями-поставщиками. В этих договорах предусматриваются все права и обязанности обеих сторон, объем, ассортимент, сроки поставок, меры ответственности за нарушение условий договора. Отгружая материалы, поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - платежное требование-поручение, товарно-транспортную накладную, сертификаты, удостоверения качества, счета-фактуры, квитанцию к железнодорожной накладной и др.

Поступившие документы передаются в отдел материально-технического снабжения (маркетинговая служба), где они тщательно проверяются с точки зрения их оформления и проверки объема поставки, ассортимента, сроков, цен и т.д.

В отделе снабжения на документах поставщика делается отметка о полном или частичном акцепте (согласии на оплату).

Проверенные документы поступают в бухгалтерию, квитанции транспортных организаций передаются экспедитору для получения груза. Экспедитор, принимая грузы на станции железной дороги, пристани или непосредственно у поставщика, проверяет груз по массе (весу) и числу мест. В случае претензий к транспортной организации (недостача мест, массы груза, бой, порча, повреждение тары и т.д.) с участием начальника станции составляется коммерческий акт, а при хищении груза – и с участием железнодорожной милиции. Такой акт является основанием для предъявления претензии к транспортной организации или же поставщику (ненадлежащая упаковка груза).

При перевозке товаров автомобильным транспортном основным документом является товарно-транспортная накладная (ТТН-1), которую грузоотправитель выписывает в 4 экземплярах: первый – остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования груза; второй - остается у грузоотправителя и служит основанием для списания материальных ценностей; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий – служит основанием для расчета за транспорт, и перевозчик его отправит плательщику-заказчику автотранспорта. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю. В ТТН-1 необходимо правильно и полно заполнить все реквизиты накладной.

При отсутствии расхождений между фактическими данными груза и данными поставщика в ТТН-1 приходного ордера (форма №М-4) выписывать не следует. На ТТН-1 ставится штамп грузополучателя с указанием количества и стоимости груза, дата и Ф.И.О. получателя материалов и его подпись (материально ответственного лица).

Когда же при приемке груза расхождения установлены, то приемка груза приостанавливается и создается комиссия с участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации для составления акта приемки (ф. №М-7), который является основанием для предъявления претензии поставщику. Фактический груз в этом случае принимается по приходному ордеру (ф. №М-4).

Со всеми материально ответственными лицами (экспедиторы, заведующие складами, кладовщики и др.) должен быть заключен договор о полной материальной ответственности в двух экземплярах (один – администрации, второй – экспедитору, заведующему складом).

Материально ответственные лица должны знать «Положение о приемке товаров по количеству и качеству», сроках составления актов с учетом специфики товаров, материалов и места составления актов (на станции или складе грузополучателя), знать требования по заполнению товарных документов, в частности ТТН-1 и ТН-2 (это бланки строгой отчетности, имеющие типографский номер и серию). Сама бухгалтерия предприятий всех форм собственности должна руководствоваться «Положением о порядке использования бланков строгой отчетности» от 21 февраля 2002 года №21, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь.

Используется и другая форма накладной – товарная накладная (ф. №ТН-2), которой оформляется приемка и отпуск груза, если его перемещение осуществляется без участия автотранспортных средств (почтой или нарочным), и заполняется она в двух экземплярах: первый – с подписью и печатью отправителя и получателя груза остается у грузополучателя, второй – у грузоотправителя.

Поставщик имеет право вносить в накладную оговоренные исправления, а получатель этого делать не имеет права.

При получении материалов непосредственно со склада поставщика экспедитор должен иметь доверенность, которая выписывается в одном экземпляре (форма №М-2, М-2а) и действует не более 15 календарных дней со дня выписки, а при плановых платежах – весь календарный месяц. Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст.187) установлен срок действия доверенности (постоянной) до 3 лет.

Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале (форма №М-3).

Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию.

Актом или приходным ордером оформляются грузы, прибывшие без сопроводительных документов поставщика (неотфактурованные поставки). Стоимость груза оценивается по аналогии с предыдущими поставками или по учетным ценам. Поставки относятся в дебет забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), учитываются у получателя по дебету забалансового счета 003 «Материалы, принятые в переработку».

Поступление материалов из собственного производства, отходов производства, материалов от списания основных средств оформляется накладными на внутреннее перемещение в двух экземплярах: один – для цеха-сдатчика, второй – складу-получателю материалов.

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги или расчетные чеки в торговле, на рынках, у населения, у кооператоров. К авансовому отчету должен быть приложен товарный счет и кассовый чек (из магазина), если материалы приобретены на рынке или у населения то прилагается акт (справка), где указывается дата, место покупки материалов, наименование материалов, их количество и цена, данные паспорта продавца. На поступившие материалы составляется приходный ордер.

На основе Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь своим постановлением от 24 июня 2004 года №23 утвердило бланк международной товарно-транспортной накладной «CMR» и Инструкцию по ее заполнению. CMR-накладная является бланком строгой отчетности и применяется всеми юридическими лицами, независимо от формы собственности, и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь. CMR-накладная выписывается в четырех экземплярах: 1-й экземпляр – для отправителя; 2-й – для получателя; 3-й – для перевозчика; 4-й – для расчетов.

Учет поступления и расхода материальных ценностей на складе и в бухгалтерии

Учет материалов на складе ведут материально ответственные лица (зав. складом, кладовщик) в карточках количественно-суммового учета (формы №М-17), которые открывает бухгалтер и под расписку в реестре карточек передает кладовщику. Карточки открываются на год, и учет в них ведется только в натуральном (количественном) выражении.

В карточках указывается наименование материалов, его цена, единица измерения, номенклатурный номер, приход и расход по каждому документу и выводится остаток после каждой хозяйственной операции. Основанием для записи прихода (поступления) материалов являются приходные ордера или накладные поставщиков, для записи расхода (отпуска) материалов являются требования (форма М-11) и лимитно-заборные карты (форма М-8). Первичные документы со складов передают в бухгалтерию вместе с реестром, где указывается наименование и номер сдаваемых документов. Лимитно-заборные карты на отпуск материалов в цеха предприятия сдаются в бухгалтерию не позднее первого числа следующего месяца. Реестр составляется в двух экземплярах.

В целях оперативного контроля, бухгалтер в присутствии завскладом проверяет правильность оформления документов и правильность записей в карточках, расписывается в карточках и ставит дату проверки. Такая проверка производится систематически не реже одного раза в 7-10 дней.

В конце каждого месяца кладовщик заполняет ведомость учета остатков материалов (сальдовую ведомость), в которую из карточек записывается наименования материалов, единицы измерения, номенклатурные номера, цены, количественный остаток, затем бухгалтер перемножает количество на цену (выполняет таксировку) и подсчитывает общую сумму. Эту сумму бухгалтер сверяет с остатком (сальдо) по синтетическому счету 10 «Материалы». Такой учет называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым. Его преимущество в том, что отсутствует дублирование складского учета в бухгалтерии.

При сортовом методе учета на складе ведутся карточки в количественном выражении, а бухгалтер должен вести аналитический учет на карточках в количественно-суммовом выражении. Данные карточек затем обобщаются в оборотных ведомостях по учету материалов. Итоговые данные оборотной ведомости сравниваются с синтетическим счетом 10 «Материалы». Такой учет обеспечивает более строгий контроль за сохранностью материальных ценностей, но он более трудоемкий.

Учет материалов по партиям прихода применяется при партионном методе учета. Партия материалов – это материалы, прибывшие по одной железнодорожной накладной или по одной товарно-транспортной накладной. Каждая партия материалов должна быть отмечена специальной биркой, на которой указывается дата поступления, номер документа, срок хранения, номенклатурный номер. В бухгалтерском учете они еще различаются по ценам. Учет материалов по партиям прихода используется, если в учетной политике предприятия по расходу материалов, будут применяться методы ФИФО или ЛИФО.

При использовании компьютерных программ вместо карточек учета материалов применяют ежедневно составляемые ведомости движения и остатков материалов по каждому первичному документу (накладной, приходному ордеру, акту и т.д.), по каждому номенклатурному номеру (названию) материалов по аналогии со складскими карточками. В конце месяца компьютер выдает ведомость расхода материалов по статьям затрат и объектам калькуляции.

Синтетический учет поступления производственных запасов

Материалы, могут учитываться по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости записи по счетам будут следующие:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Поступление материалов от поставщиков
НДС по поступившим материалам 18-3
Транспортно-заготовительные расходы по приобретению материалов 60,76
НДС по услугам сторонних организаций 18-3 60,76
Поступление материалов от подотчет. лиц
Поступление материалов, полученных из собственного производства 20,23
Поступление материалов от ликвидации основных средств
Внесение материалов в виде вклада в уставный фонд
Оприходование отходов из основного производства 10-6
Поступление материалов от структурных подразделений
Оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации

 

Выявленные во время приемки материалов недостача, бой, лом, брак, пересортица и т.д. по вине поставщика или транспортной организации отражаются по счетам следующими записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
На сумму выставленной претензии 76-3 субсчет «Расчеты по претензиям»
НДС по недостающим материалам 18-3
На сумму возмещенной претензии
Списание неудовлетворенных претензий по истечении срока исковой давности 76-3
Возврат поставщику некачественных материалов
Предъявление претензии поставщику после оприходования материалов 76-3

Синтетический учет расхода производственных запасов

Содержание операции Дебет Кредит
Отпуск материалов на производство продукции (работ, услуг)
Отпуск материалов вспомогательным цехам
Отпуск материалов на содержание и эксплуатацию оборудования цехов, их хозяйственные нужды
Отпуск материалов на общехозяйственные нужды
Отпуск материалов на исправление брака
Отпуск материалов на нужды детских учреждений, ЖКХ, подсобного сельского хозяйства и др.
Отпуск материалов для освоения новых производств
Отпуск материалов на упаковку продукции, рекламу
Отпуск материалов на строительство хозяйственным способом 10, 94
Отпуск спецодежды и инструментов в эксплуатацию Списание части стоимости спецодежды и инструментов 10/11 20,23,25,26 10/9; 10/10 10/11
Недостачи и потери материалов
Отпуск материалов структурным подразделениям
Передача материалов в. виде вклада в уставный фонд другого предприятия
Продажа материалов: поступление выручки списание стоимости материалов начисление НДС по реализации материалов результат от реализации (прибыль) 50,51,52
Безвозмездная передача материалов

Порядок отражения отклонений между фактической и учетной стоимостью приобретенных материальных ценностей

Отпускная цена поставщика является покупкой ценой для покупателя материалов, или заготовительной стоимостью. Кроме покупной цены предприятие несет расходы, связанные с доставкой груза: транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные расходы, расходы по страхованию груза в пути следования, таможенные платежи и др. Эти дополнительные расходы называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР), а вместе с покупной ценой они составляют фактическую себестоимость заготовленных товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

В бухгалтерском балансе материалы отражаются по фактической себестоимости, а в текущем учете могут учитываться по фактической себестоимости приобретения (заготовления) или по учетным (фиксированным) ценам. Учетные цены используются промышленными предприятиями потому, что в течение месяца трудно, а то и невозможно распределить транспортно-заготовительные расходы по видам поступивших материалов и определить фактическую их себестоимость.

Цифровое обозначение каждого наименования, вида, сорта материалов записывают в особый реестр, который называется номенклатурой-ценником.Указываются также единицы измерения (штуки, килограммы, метры и др.) и учетные цены каждого номенклатурного номера (наименования) материала. Эта информация вводится в машинные носители и первичные документы и предназначена для постоянного использования. При кодировании в номенклатурах-ценниках используются семи-, восьмизначные коды: первые две цифры указывают синтетический счет, две последующие цифры – субсчет, затем две-три цифры – группу материалов, остальные цифры – различные признаки материалов.

Номенклатурой-ценником пользуется не только бухгалтерия, но и отдел материально-технического снабжения, плановый и др.

Учет материалов по учетным ценам ведется в бухгалтерии на активном счете 10 «Материалы» без налога на добавленную стоимость, кроме счета 10 «Материалы» используются дополнительные счета:

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

На некоторых предприятиях счета 15 и 16 не используются, а ведется отдельная карточка отклонений (транспортно-заготовительных расходов) к счету 10 «Материалы».

При учете материалов по учетным ценам все расходы, связанные с заготовлением материалов сначала относятся в дебет счета 15 с кредита 60, 76, 71 и других счетов. Затем материалы таксируются по учетным ценам (цена учетная умножается на фактическое количество материала из накладной) и списываются в дебет счета 10 с кредита счета 15. Разница между фактической себестоимостью поступившего материала и его учетной стоимостью списывается на отклонения в дебет счета 16 с кредита счета 15. Таким образом, счет 15 закрывается, а сумма на счете 10 «Материалы» и счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» и составляет фактическую себестоимость материалов.

Ежедневно материалы отпускаются в производство, на общехозяйственные расходы, в реализацию по учетным ценам и только в конце месяца рассчитывается средний процент отклонений и списывается доля отклонений, относящаяся к материалам отпущенным, на те счета затрат (20, 26, 91 и др.), на которые отпущены материалы по учетным ценам.

Расчет отклонений (транспортно-заготовительных расходов) рекомендуется производить по следующим формулам:

 

Остаток отклонений Сумма отклонений поступивших

Средний процент на начало месяца + за отчетный месяц

отклонений (ТЗР) = ------------------------------------------------------------------------------- Х 100 =

Остаток материалов Сумма материалов поступивших

на начало месяца + за отчетный месяц по учетным

по учетным ценам ценам

 

Материалы, отпущенные Средний процент

Сумма отклонений, по учетным ценам Х отклонений

относящаяся к мате- = ---------------------------------------------------------------------------------- =

риалам отпущенным 100

 

Пример: По предприятию на начало месяца числились следующие остатки:

по счету 10 «Материалы» на сумму - 125,0 млн.руб.;

по счету 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - 8,0 млн.руб.;

по счету 51«Расчетный счет» на сумму - 500,0 млн.руб.

 

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ пп Документ. Содержание хозяйственной операции Сумма, млн.руб. Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Счет-фактура. ТТН. Акцептован (принят к оплате) счет поставщика за поступившие материалы - НДС по поступившим материалам     210,0 37,8        
2. Счет-фактура. ТТН Начислено транспортной организации за доставку материалов - НДС по поступившим услугам     20,0 3,6         76 (60) 76 (60)
3. Приемный акт (ордер). Бух. справка. Оприходованы фактически поступившие материалы по учетным ценам     205,0        
4. Расчет бухгалтерии. Списываются отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по учетным ценам (210,0 + 20,0 – 205,0)   25,0    
5. Лимитно-заборные карты. Накладная. Списываются по учетным ценам материалы отпущенные: а) на производство продукции б) на общепроизводственные расходы в) на общехозяйственные расходы   75,0 12,0 23,0    
6. Расчет бухгалтерии. Списываются отклонения, относящиеся к материалам отпущенным ( Сред.% откл.= 10%): а) на производство продукции б) на общепроизводственные расходы в) на общехозяйственные расходы (расчет по приведенным выше формулам)   7,5 1,2 2,3      
7. Выписка с р/счета. Платеж. поручение Перечислено с расчетного счета поставщику за поступившие материалы     247,8        

Учет расчетов с поставщиками, порядок отражения налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Поставщики – это предприятия, поставляющие данному предприятию товарно-материальные ценности, электроэнергию, газ, пар, воду и т.д. Поставщик, отгружая продукцию, товары, материалы, выписывает сопроводительный товарный документ товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет.

Банковский платежный документ выписывает или поставщик, или плательщик в зависимости от принятой формы безналичных расчетов.

Учет расчетов с поставщиками ведется на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Расходы по доставке на предприятие товарно-материальных ценностей можно вести как по счету 60, так и по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами.

В расчетах между предприятиями широко применяются платежные поручения и расчетные чеки при наличии средств на счете. Их от своего имени выписывает плательщик, указывая кому, сколько и за что заплатить.

Платежными поручениями, плательщики рассчитываются за полученные товары и услуги (со ссылкой на накладную), с бюджетом, органами социального страхования, внебюджетными фондами, за транспортные, коммунальные и другие услуги, производят перечисления по аренде основных средств, штрафным санкциям, кредиторской задолженности по ссудам и по прочим платежам, по предварительной оплате товаров и услуг согласно договору поставок.

Платежное поручение выписывается в трех экземплярах (подписи и печать на первом экземпляре). Платежные поручения действительны в течение 10 дней.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему (минуя банк) расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Платежное требование-поручение выписывает поставщик в 3 экземплярах, вручает (пересылает) непосредственно покупателю или сдает в свой банк. Первый экземпляр должен быть оформлен подписями и оттисками печати поставщика. Банк поставщика пересылает их в банк плательщика, который передает плательщику для оплаты.

Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка с тем, чтобы акцептованная сумма (акцепт – согласие на оплату) была перечислена со счета плательщика на счет поставщика.

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями директора и главного бухгалтера и оттиском печати на первом и втором экземплярах и сдает все экземпляры в банк плательщика.

При отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно свой банк, который возвращает поставщику требование-поручение с извещением об отказе от оплаты (акцепта).

Полный отказ от акцепта бывает в случаях: поставки незаказанных товаров, материалов; бракованных товаров, некомплектных; досрочный завоз.

Чаще бывает частичный отказ от акцепта: недостачи, бой, лом, порча части товаров, завышение договорных цен, пересортица и другие причины.

У покупателя (плательщика) операции отражаются следующим образом:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Поступили от поставщика товарно-материальные ценности 10,18
Поступили от поставщика основные средства 07,08,18
Поступили нематериальные активы 04,18
Задолженность по доставке, погрузке, выгрузке материальных ценностей 10, 16, 20, 44,18 76, 60
Установлена недостача, бой, брак, арифметические ошибки при приемке груза 76-3 «Расчеты по претензиям»
Сумма НДС, подлежащая оплате поставщикам
Задолженность подрядчикам за строительные, монтажные, научно-исследовательские работы 08,18
Оплачены счета поставщиков, включая предварительную оплату 51,52,55
Зачет взаимных требований 62, 76    
Произведен зачет (вычет) налога на добавленную стоимость

 

При использовании приобретенных производственных запасов на производство продукции, реализация которой освобождена от НДС, сумма налога зачету не подлежит, а у покупателя производственных запасов после оплаты их продавцу относится на затраты: Д-т 20, 25, 26 К-т 18.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику и подрядчику, по каждому отдельному предъявленному счету с тем, чтобы обеспечить возможность получения данных в разрезе:

· задолженность поставщикам, срок оплаты которой не наступил;

· задолженность поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

· по выданным векселям (по оплаченным и не оплаченным).

При расчетах платежными требованиями, (если данная форма расчетов предусмотрена договором), можно выставить полный или частичный отказ от акцепта на специальном бланке в следующих случаях: поставки незаказанных товаров; досрочный их завоз; нарушены договорные цены; бой, брак, некомплектность товаров; пересортица; ошибки арифметические, немаркированные товары, недостачи товаров и др.

Платежные требования сдает поставщик в свой банк в 3 экземплярах, по иногородним покупателям – в 4 экземплярах. В настоящее время расчеты платежными требованиями распространены мало.

Аккредитив – это поручение банка плательщика иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары и оказанные услуги.

Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в свой банк заявление на аккредитив и платежное поручение на перечисление денежных средств. В заявлении указывается номер договора поставки, число и месяц закрытия аккредитива, наименование поставщика и его банка, для отгрузки каких товаров и сроки отгрузки. Аккредитив выставляется только для расчета с одним поставщиком.

Расчетный чек – это письменное поручение владельца расчетного счета (чекодателя) банку о перечислении конкретной суммы на счет получателя средств.

Для получения чековой книжки предприятие подает в банк заявление и платежное поручение для перечисления денег на чековую книжку.

Полученные в банке чековые книжки (бланки строгой отчетности) могут быть выданы экспедитору или другому подотчетному лицу для проведения расчетов за материалы, товары, услуги.

Выписанные чеки подписываются должностным лицом покупателя на основании доверенности и при получении товарных документов на приобретенные товары, материалы выдаются продавцу товаров. Чеки сдаются в банк вместе с реестром чеков в трех экземплярах, и банк поставщика зачисляет средства на счет поставщика. Бухгалтер суммы на корешках чеков сверяет с выписками банка по счету 55 «Специальные счета в банках».

Банковская пластиковая карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Эмиссию карточек в обращение с открытием карт-счетов клиентам осуществляет банк-эмитент на основании Инструкции о порядке совершенствования операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года №74.

Операции с использованием корпоративных карточек будут следующие:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Перечисление средств на банковскую карточку 51 (52)
Услуги банка по обслуживанию корпоративных карточек 20, 26, 44
Перечислена заработная плата на счета работников предприятия 51, 55
Выдача средств на командировочные и хозяйственные расходы 51, 55
       

Контрольные вопросы по теме №8

1. Классификация производственных запасов.

2. Лимит отнесения средств труда в состав оборотных средств.

3. Порядок списания спецодежды и инструментов на затраты производства.

4. Оценка материальных ценностей в текущем учете и балансе.

5. Способы оценки производственных запасов при поступлении на предприятие.

6. Способы оценки производственных запасов при их отпуске на производство.

7. Организация заготовления и хранения материалов на складе.

8. Учет поступления материальных ценностей на складе и в бухгалтерии.

9. Порядок отражения отклонений между фактической и учетной стоимостью приобретенных материальных ценностей.

10. Учет расчетов с поставщиками и порядок отражения налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

ТЕМА 9. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Основные понятия:

формы оплаты труда, системы оплаты труда, заработная плата, основная заработная плата, дополнительная заработная плата, табельный номер, табель учета использования рабочего времени, лицевые счета, выработка, доплаты, средний заработок, порядок начисления заработной платы за неотработанное время и пособий по временной нетрудоспособности, удержания и вычеты из заработной платы, синтетический учет расчетов по оплате труда.

Виды, формы и системы оплаты труда

Трудовые отношения в организациях регулируются Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства, коллективными договорами и другими локальными нормативными документами, разрабатываемыми в организациях в соответствии с законодательством.

Организациям предоставлено право самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда. Применяются две основные формы оплаты трудасдельная и повременная. Оплата за качество и количество выработанной продукции по установленным расценкам называется сдельной. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника независимо от выработки именуется повременной.

Сдельная форма оплаты труда имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенную сдельную, аккордную.

Повременная форма оплаты труда бывает: простая повременная и повременно-премиальная.

Оплата труда руководителей, специалистов и служащих, производится по повременной и повременно-премиальной системам. Порядок исчисления заработка такой же, как и для рабочих-повременщиков, но устанавливается оклад согласно штатному расписанию.

Расходы на оплату труда делятся на две группы:

1 относимые на себестоимость продукции, работ и услуг и составляющие фонд заработной платы;

2 осуществляемые за счет других источников (финансовые результаты, резервы, целевые поступления и др.).

Заработная плата – совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст.57 Трудового кодекса РБ).

По видам оплата труда подразделяется на основную и дополнительную.

В основную заработную плату входят: выплаты за отработанное время и выработанную продукцию по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам; премии за производственные результаты по системам премирования; надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночную смену, в праздничные и выходные дни, за бригадирство, за совмещение профессий и др.

Дополнительная заработная плата - это оплата за нерабочее время в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (ТК РБ): оплата отпусков; выходного пособия; оплата за дни выполнения государственных и общественных обязанностей; за время военных сборов; оплата льготных часов подростков; компенсация за неиспользованный отпуск и др.

Основная и дополнительная заработная плата образуют фонд заработной платы (ФЗП). В свою очередь ФЗП включает в себя:

1 заработную плату;

2 поощрительные выплаты (регулярные и единовременные);

3 компенсационные выплаты;

4 оплату за неотработанное время;

5 отдельные выплаты социального характера.

Учет численности персонала, отработанного времени и выработки

Прием на работу наемных работников оформляется приказом (распоряжением)администрации организации, который объявляется работнику под расписку. Приказ издается на основании письменного трудового договора (контракта). Согласно ТК РБ основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка. Учет численности в организациях ведется на л