Задания для самостоятельной работы

1. Ознакомьтесь с текстом и приведите примеры проблем, о которых пишет автор:

«В процессе воздействия право оказывает влияние на формиро­вание ценностных ориентации, личности и на правовую культуру как часть общей культуры человека. Особую актуальность приобретают про­блемы правовой культуры молодежи. Специфика сознания молодежи как социально-демографической группы, глубокая заинтересованность общества в целенаправленном правовом воздействии на правовое по­нимание молодых с целью формирования в нем устойчивых внутрен­них убеждений, выдвинули на первое место проблемы объективных и субъективных факторов формирования ценностных ориентации, веду­щих к правомерному поведению». (Гриб В. В. Проблемы формирова­ния правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего»// Юрист. 1998. № 5).

2. Одной из газет был проведен социологический опрос чи­тателей. На вопрос «верите ли вы в торжество закона» читатели ответили так: да — 16% опрошенных; только в определенных ситуациях— 23%; нет — 61% .При этом из 16% ответивших утвердительно 6 % безоговорочно верили в торжество законов, 10% — верили в торжество законов только в том случае, если предпринимать необходимые меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следующим образом: 29% не верят, в силу слабого знания права и негативного жизненного опыта, остальные 32% категорически отрицали торжество закона.

Можно ли по результатам данного опроса определить дефекты правосознания?

3. В государстве N существует отрицательное отношение граждан к праву, законы нарушаются не только рядовыми гражданами, но и органами государственной власти. Ор­ганы местного самоуправления издают нормативно-право­вые акты, противоречащие Конституции государства и фе­деральным законам.

Определите, какой из наиболее распро­страненных дефектов правосознания присутствует у граждан государства N. Поясните, почему могло возникнуть такое от­ношение к праву?

4.К оперуполномоченному уголовного розыска УВД го­рода К. Титову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за опре­деленную сумму денег. Титов согласился и обещал по первому требованию предоставлять преступникам информацию, инте­ресующую их, но часть денег потребовал сразу.

Определите тип деформации правосознания. Выскажите свою позицию по проблеме. Возможно ли предотвращение подобных проступков?

Тема 19. Законность и правопорядок

Вопросы для изучения

1. Понятие и принципы законности.

2. Понятие и виды дисциплины: трудовая, учебная, воинская, технологическая, договорная, финансовая. Законность и дисциплина.

3. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопоряд­ка. Правопорядок и общественный порядок.