Задания для самостоятельной работы
1. Ознакомьтесь с текстом и приведите примеры проблем, о которых пишет автор:
«В процессе воздействия право оказывает влияние на формирование ценностных ориентации, личности и на правовую культуру как часть общей культуры человека. Особую актуальность приобретают проблемы правовой культуры молодежи. Специфика сознания молодежи как социально-демографической группы, глубокая заинтересованность общества в целенаправленном правовом воздействии на правовое понимание молодых с целью формирования в нем устойчивых внутренних убеждений, выдвинули на первое место проблемы объективных и субъективных факторов формирования ценностных ориентации, ведущих к правомерному поведению». (Гриб В. В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего»// Юрист. 1998. № 5).
2. Одной из газет был проведен социологический опрос читателей. На вопрос «верите ли вы в торжество закона» читатели ответили так: да — 16% опрошенных; только в определенных ситуациях— 23%; нет — 61% .При этом из 16% ответивших утвердительно 6 % безоговорочно верили в торжество законов, 10% — верили в торжество законов только в том случае, если предпринимать необходимые меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следующим образом: 29% не верят, в силу слабого знания права и негативного жизненного опыта, остальные 32% категорически отрицали торжество закона.
Можно ли по результатам данного опроса определить дефекты правосознания?
3. В государстве N существует отрицательное отношение граждан к праву, законы нарушаются не только рядовыми гражданами, но и органами государственной власти. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции государства и федеральным законам.
Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства N. Поясните, почему могло возникнуть такое отношение к праву?
4.К оперуполномоченному уголовного розыска УВД города К. Титову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за определенную сумму денег. Титов согласился и обещал по первому требованию предоставлять преступникам информацию, интересующую их, но часть денег потребовал сразу.
Определите тип деформации правосознания. Выскажите свою позицию по проблеме. Возможно ли предотвращение подобных проступков?
Тема 19. Законность и правопорядок
Вопросы для изучения
1. Понятие и принципы законности.
2. Понятие и виды дисциплины: трудовая, учебная, воинская, технологическая, договорная, финансовая. Законность и дисциплина.
3. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.