ВВЕДЕНИЕ
АРТ-ТЕРАПИЯ
Актуальность. Перед современным вузом стоит важнейшая задача – обеспечить не только усвоение будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, а также формирование у него умения предложить себя на рынке труда, способности в любой период времени и в разных ситуациях оптимально и эффективно решать возникающие проблемы, создавать и осваивать новые профессии.
Непосредственным источником возникновения арт-педагогики является арт-терапия. Арт-терапия - одна из форм психотерапии искусством (expressive arts therapies), включающая также изо-, драма-, музыко-, слово- и танцедвигательную терапию. Арт-педагогика возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, психологии, культурологии, социологии и других дисциплин, ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам.
Цельарт-педагогики – развитие сенсорной культуры учащегося, способности к самореализации и продуктивному преодолению противоречивых жизненных ситуаций при сохранении психологического здоровья личности.
Наиболее значимым фактором воздействия методов арт-педагогики является их ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.
Задачи, которые позволяет решать арт-педагогика как форма образовательной и развивающей практики:
- развитие интересов, мотивации и творческих способностей;
- развитие межличностной компетентности;
- укрепление чувства «я», личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;
- развитие способности к пониманию своего внутреннего мира и чувств и потребностей других людей;
- совершенствование навыков включения в совместную деятельность;
- развитие креативности, невербального мышления, эстетических переживаний, мануальных навыков и т. д.
Эффективность применения методов арт-педагогики в образовательном процессе обусловливается следующими условиями:
1. Арт-педагогика основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-педагогической работе, которая не требует от него специальных навыков или каких-либо способностей к художественной деятельности.
2. Художественная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» (посредником) между субъектами образовательного пространства (педагогом, психологом, учащимся). Арт-педагогическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию и наладить более зрелые взаимоотношения с окружающими.Это особенно ценно в ситуациях при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
3. Арт-педагогика является средством свободного самовыражения и самопознания и предполагает внимание к внутреннему миру человека. Художественная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания» и психологические механизмы, поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации потенциальных возможностей, идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые слабо проявлены в повседневной жизни.
4. Арт-педагогика является средством преимущественно невербального общения. Это особенно ценно для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
5. Продукты художественного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для диагностики состояния человека, динамической оценки происходящих с ним изменений, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
Характерные элементы арт-терапевтического процесса:
1.Рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование участника к анализу продуктов своей деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний.
2.Высокая степень спонтанности творческих актов участника со свободным выбором как содержания, так и средств художественной деятельности, а также сознательный отказ педагога (арт-терапевта) от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов их творческой деятельности.
3.Особое внимание педагога (арт-терапевта) к коммуникативным условиям деятельности группы, которые предполагают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого ведущего, принятие им особенностей творческой индивидуальности участвующих и не навязывание собственного мнения.