Зачет с оценкой
1. Факторы российского исторического процесса.
2. Образование древнерусского государства. Политический строй Киевской Руси.
3. Социально-экономический строй древнерусского государства. Специфика развития феодализма в Киевской Руси.
4. Принятие христианства на Руси: причины, содержание, значение.
5. Период политической раздробленности на Руси: причины, особенности, последствия
6. Влияние монголо-татарского ига на русскую историю.
7. Объединение русских земель вокруг Москвы: предпосылки, этапы объединения.
8. Образование единого государства в конце 15-начале 16 вв. Процесс централизации.
9. Реформы Ивана Грозного (середина 16 века).
10. Опричнина Ивана Грозного: цели, содержание, итоги, последствия.
11. Предпосылки, цели, особенности петровских реформ.
12. Экономические преобразования Петра I. Изменения в положении сословий.
13. Реформы Петра I в области управления. Утверждение абсолютизма в России.
14. Понятие «просвещенный абсолютизм». Политика «просвещенного абсолютизма» в России. Реформы Екатерины II.
15. Основные проблемы развития России в первой половине XIX века.
16. Содержание понятий «модернизация», «индустриальное общество». Типы модернизации стран.
17. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 года и ее значение.
18. Реформы 1860-1870-х годов: земская, городская, судебная, военная, в области просвещения. Значение реформ.
19. Россия – страна второго типа модернизации. Особенности буржуазного развития России.
20. Основные направления общественной мысли России XIX века: консерватизм, либерализм, социализм.
21. Россия на рубеже 19-20-х веков. Влияние процесса модернизации на социально-экономическое и политическое развитие страны в начале 20 века.
22. Образование политических партий в России. Партии консервативно-монархического направления (характеристика программы).
23. Либеральные партии в России в начале 20 века (характеристика программы).
24. Социалистические партии в России в начале 20 века (характеристика программы).
25. Первая российская революция 1905-1907 годов: причины, характер, итоги.
26. Образование и деятельность Государственной думы в начале 20 века.
27. Россия в 1907-1914 годах. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.
28. Россия в 1917: февральская революция. Причины прихода к власти большевиков.
29. Гражданская война в России в 20 веке: причины, расстановка политических сил, итоги.
30. Политика «военного коммунизма»: содержание, итоги.
31. Советское государство и общество в годы НЭПа.
32. Борьба за лидерство в ВКП (б) в середине 1920-х годов. Ее итоги.
33. Индустриализация в СССР: причины, содержание, итоги.
34. Коллективизация сельского хозяйства в СССР: причины, особенности, содержание, итоги.
35. Тоталитаризм: понятие, признаки.
36. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1930-х гг. Сталинизм – разновидность тоталитаризма.
37. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны: милитаризация экономики, формирование материальных и духовных предпосылок победы, итоги войны.
38. СССР после второй мировой войны (восстановление народного хозяйства, идеологический и политический террор.)
39. Советское государство и общество в 1930-1964 годах: десталинизация, ее противоречивый характер; проведение экономических реформ.
40. Советский Союз в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Застой.
41. Перестройка в СССР: хронологические рамки, этапы, основные события, итоги.
42. Основные проблемы развития современной России.
Критерии оценивания результатов обучения:
Требования, предъявляемые к ответам, направлены на проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплины и ориентированы на ФГОС ВПО направления подготовки бакалавра.
В результате освоения дисциплины обучающееся должны
Знать:
· основные направления, проблемы, теории и методы истории;
· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, факторы и механизмы исторических изменений; причинно-следственные связи в развитии российского общества, способствующих развитию общей культуры и социализации личности;
· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· базовые термины и понятия по курсу;
· значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
Уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения
Владеть:
· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
· навыками анализа исторических источников, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки целей и выбору путей их достижения;
· приемами ведения дискуссии и полемики
а) описание шкалы оценивания