Зачет с оценкой

1. Факторы российского исторического процесса.

2. Образование древнерусского государства. Политический строй Киевской Руси.

3. Социально-экономический строй древнерусского государства. Специфика развития феодализма в Киевской Руси.

4. Принятие христианства на Руси: причины, содержание, значение.

5. Период политической раздробленности на Руси: причины, особенности, последствия

6. Влияние монголо-татарского ига на русскую историю.

7. Объединение русских земель вокруг Москвы: предпосылки, этапы объединения.

8. Образование единого государства в конце 15-начале 16 вв. Процесс централизации.

9. Реформы Ивана Грозного (середина 16 века).

10. Опричнина Ивана Грозного: цели, содержание, итоги, последствия.

11. Предпосылки, цели, особенности петровских реформ.

12. Экономические преобразования Петра I. Изменения в положении сословий.

13. Реформы Петра I в области управления. Утверждение абсолютизма в России.

14. Понятие «просвещенный абсолютизм». Политика «просвещенного абсолютизма» в России. Реформы Екатерины II.

15. Основные проблемы развития России в первой половине XIX века.

16. Содержание понятий «модернизация», «индустриальное общество». Типы модернизации стран.

17. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 года и ее значение.

18. Реформы 1860-1870-х годов: земская, городская, судебная, военная, в области просвещения. Значение реформ.

19. Россия – страна второго типа модернизации. Особенности буржуазного развития России.

20. Основные направления общественной мысли России XIX века: консерватизм, либерализм, социализм.

21. Россия на рубеже 19-20-х веков. Влияние процесса модернизации на социально-экономическое и политическое развитие страны в начале 20 века.

22. Образование политических партий в России. Партии консервативно-монархического направления (характеристика программы).

23. Либеральные партии в России в начале 20 века (характеристика программы).

24. Социалистические партии в России в начале 20 века (характеристика программы).

25. Первая российская революция 1905-1907 годов: причины, характер, итоги.

26. Образование и деятельность Государственной думы в начале 20 века.

27. Россия в 1907-1914 годах. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

28. Россия в 1917: февральская революция. Причины прихода к власти большевиков.

29. Гражданская война в России в 20 веке: причины, расстановка политических сил, итоги.

30. Политика «военного коммунизма»: содержание, итоги.

31. Советское государство и общество в годы НЭПа.

32. Борьба за лидерство в ВКП (б) в середине 1920-х годов. Ее итоги.

33. Индустриализация в СССР: причины, содержание, итоги.

34. Коллективизация сельского хозяйства в СССР: причины, особенности, содержание, итоги.

35. Тоталитаризм: понятие, признаки.

36. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1930-х гг. Сталинизм – разновидность тоталитаризма.

37. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны: милитаризация экономики, формирование материальных и духовных предпосылок победы, итоги войны.

38. СССР после второй мировой войны (восстановление народного хозяйства, идеологический и политический террор.)

39. Советское государство и общество в 1930-1964 годах: десталинизация, ее противоречивый характер; проведение экономических реформ.

40. Советский Союз в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Застой.

41. Перестройка в СССР: хронологические рамки, этапы, основные события, итоги.

42. Основные проблемы развития современной России.

 

Критерии оценивания результатов обучения:

 

Требования, предъявляемые к ответам, направлены на проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплины и ориентированы на ФГОС ВПО направления подготовки бакалавра.

В результате освоения дисциплины обучающееся должны

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, факторы и механизмы исторических изменений; причинно-следственные связи в развитии российского общества, способствующих развитию общей культуры и социализации личности;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· базовые термины и понятия по курсу;

· значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения

Владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки целей и выбору путей их достижения;

· приемами ведения дискуссии и полемики

а) описание шкалы оценивания