этап. Построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия.
Этап. Обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов.
этап. Построение эффективных систем контроля за денежными активами предприятия.
- Управление рисками предприятия.
В условиях рыночной экономики риск — ключевой элемент предпринимательства.
Риск — вероятность (угроза) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Управление рисками - это деятельность по устранению, уменьшению или локализации потерь от предпринимательских рисков.
Управление рисками состоит из следующих основных этапов:
1. Выявление рисков
2. Оценка и анализ риска
3. Поиск альтернативных путей снижения риска на предприятии
4. Принятие управленческого решения по снижению рисков.
За управление рисками на предприятии отвечает риск-менеджмент.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Риск-менеджмент располагает определенными возможностями управления риском. Они состоят из методов и приемов снижения степени риска, таких, как:
· избежание риска (упразднение риска) - уклонение от мероприятия, связанного с риском;
· удержание (сохранение) риска - оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственность. Можно отнести – поглощение риска, самострахование, привлечение внешних источников, распределение риска между участниками проекта.
· передача риска - когда инвестор передает ответственность за риск кому-то другому. Сюда относятся: страхование, получение финансовых гарантий, контракты и т.д.
· снижение степени риска – это уменьшение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы: диверсификация, лимитирование, приобретение дополнительной информации, страхование, самострахование.
Диверсификация — процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объектами вложений с целью снижения риска.
Основные формы диверсификации:
· Диверсификация предпринимательской деятельности фирмы;
· Диверсификация портфеля ценных бумаг;
· Диверсификация программы реального инвестирования;
· Диверсификация кредитного портфеля (разнообразие покупателей ее продукции или услуг);
· Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих;
· Диверсификация покупателей продукции:
· Диверсификация валютной корзины фирмы.
Лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов финансовой деятельности.
Лимитирование устанавливает:
· предельный размер заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности;
· минимальный размер активов в высоколиквидной форме («ликвидная подушка»);
· максимальный размер товарного кредита, предоставляемого одному покупателю;
· максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
· максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке;
· максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента.