История финансового права

Как обязательная дисциплина ФП было введено в 1863 и 1864 г. На первом этапе ФП понималось как отрасль права, регулирующая все вопросы управления делами государства. Это означает, что наряду с обычными вопросами, предметом ФП были отношения по управлению недрами, телеграфами, телефонами, железными дорогами и т.д.

Причины этого подхода объясняются тем, что ФП выделилось из такой науки, как камералистика. Поэтому самые первые учебники переполнены огромным количеством советов по отношениям, не относящимся ныне к предмету ФП.

Наиболее четко подход к регулированию финансовых вопросов был сформулирован в конце 40-х – начале 50-х гг. XX века, который сохраняется и ныне.

Разделы финансового права, согласно существующей доктрине:

1. Правовой режим централизованных и децентрализованных фондов;

2. Формирование доходов этих фондов;

3. Правовой режим расходов этих фондов.

Налоговое и бюджетное право существует во всех странах мира. В то время как финансовое право выделяется лишь в правовых системах некоторых государств. В частности, в постсоциалистических государствах.

Узкая трактовка в понимании ФП присутствует также в правовой системе Испании и испаноязычных государств.

Понятие налога и сбора

Налог

Действующее законодательство понятие налога определяет в пункте 1 статьи 8 НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Значимость понятия налога определяется тем, что его признаки показывают нам сферу применения режима, установленного НК и иными НПА, принимаемыми в соответствии с ним.

Признаки:

1. Является общеобязательным: лицо имеет не только признаки налогоплательщика, но и имеет экономическое обоснование налога – объект налогообложения. Таким образом, в современных системах налог взимается не по принципу существования налогоплательщика (подушная подать раньше), а по принципу наличия налоговой базы у последнего;

2. Налог является индивидуально безвозмездным платежом: безвозмездность проявляется в том, что лицо, непосредственно уплачивающее налог, не приобретает право встречного требования с связи с уплатой налога;

3. Налог – безвозвратный платеж. В то же время законодательство предусматривает некоторые механизмы возврата;

4. Налог трактуется в качестве ограничения конституционного права собственности (или производных от него), которое проявляется в отчуждении части этой собственности;

5. Налог – денежный платеж. При этом налог взимается только в денежной форме – даже в случае обращения взыскания на имущество (торги и все такое). Исключение – исполнение соглашения о разделе продукции;

6. Налог взимается в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип означает, что налоги не могут взиматься на какую-то определенную цель, т.е. нет налога для выплаты зарплат шахтерам, врачам и т.п. – действует принцип котла: нет привязки расходов к доходам. Исключение – целевые фонды, в которые включаются части отдельных налогов (например, до недавних пор был единый социальный налог, части которого распределяются между несколькими фондами);

7. Налог устанавливается представительными органами – причем государства (ПО МО только определяет размер местных налогов, но свои налоги МО установить не может).

Кроме того, выделяется также признак взимания налога на принципах равенства, всеобщности, соразмерности и т.п.

Сбор

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги и сбор имеют сходные признаки, поэтому здесь мы выделим лишь те признаки, которые подчеркивают различие налогов и сбора.

1. Сбор – обязательный платеж, но его обязательность проявляется несколько иначе. Обязательность сбора всегда инициируется самим плательщиком (например, подает в суд иск и уплачивает государственную пошлину);

2. Уплата сбора является одним из условий совершения в пользу плательщика определенных юридически значимых действий, т.е. отсюда видно, что в конструкции сбора присутствуют некоторые элементы эквивалентности (не возмездности!), однако сбор не является ценой, его уплата не гарантирует совершение юридически значимых действий в пользу этого лица (например, госпошлина уплачена, но иск подан не в тот суд);

3. В пользу плательщика совершаются юридически значимые действия государственными органами, ОМС и их ДЛ, т.е. действия совершаются публично-правовыми субъектами и сами действия носят публично-правовой характер.

Пункт 5 статьи 3 НК РФ запрещает установление обязательных платежей, обладающих признаками налогов и сборов, но в ином порядке, нежели установленные для налогов и сборов.

Существуют также парафискальные платежи – платежи, обладающие признаками налогов и сбора, но направляются не в бюджет, а в фонд, управляемый иными субъектами публичного права. В российском законодательстве нет определения парафискальных платежей и они не применяются, за исключением платежей банков в агентство по страхованию вкладов.

Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в РФ налогов и сборов. Это нелегальное определение, оно не закреплено в законодательстве.

Существуют также специальные налоговые режимы. Они закреплены в статье 18 НК РФ. СНР – изъятие из налоговой системы, когда совокупность налогов и сборов, взимаемых в отношении какого-либо вида деятельность, заменяется каким-либо единым платежом или иной системой.

В настоящее время установлены следующие СНР:

1. Упрощенная система налогообложения (в отношении субъектов малого предпринимательства);

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (в отношении субъектов малого предпринимательства в разрезе отдельных видов деятельности);

3. Патентная система – экс-разновидность упрощенной системы;

4. Единый сельскохозяйственный налог сельскохозяйственных производителей;

5. Режим при соглашении о разделе продукции.